План «БОЛЬШОЙ ПАРИЖ» (БП) — любимое детище экс-президента Франции Николя Саркози. Именно он 17 декабря 2007 года представил правительству и общественности новый комплексный план развития «столичного региона Парижа». В его основе – новый подход к организации региона: объединение коммун вокруг ядра – исторического Парижа времен Луи Бонапарта и организация движения по гигантской – 150 км – восьмерке, которая не только охватывает весь регион, но и позволяет перемещаться в пределах БП, минуя перегруженный центр. Плюс строительство 70 тысяч новых квартир ежегодно, с тем чтобы довести общее число новостроек к 2030 году до 1,5 миллионов. В рамках этого плана с 2007 года в Парижском регионе уже построено около 40 тысяч квартир.
План преобразования рассчитан поэтапно на 20, 30, 40 лет, а в основе проекта – три ключевых принципа: соответствие Киотскому протоколу, интеграция пригородов, создание и переформирование транспортной инфраструктуры.
По данным Национального института статистики и экономических исследований Франции (INSEE), этот регион – уже самый богатый во Франции: 30% валового национального продукта страны (612 млрд евро) или 52 400 евро на душу населения в год.
В 2008 году в Париже прошел архитектурный конкурс по организации пространства и инфраструктуры Большого Парижа, создана должность министра по его делам, а в 2011 году утвержден окончательный вариант транспортной схемы, на реализацию которой за десять лет потребуется порядка 35 млрд евро из казны государства, органов местного самоуправления и новых заимствований.
ДЕНЬГИ ДЛЯ БОЛЬШОГО ПАРИЖА
«Новых займов нам не избежать, – заявила Жослин Дюбуа Мори (Jocelyne Dubois Maury), профессор Ecole d’Urbanisme de Paris (Парижской школы урбанистики) на дискуссии по поводу реализации плана БП в московской библиотеке им. Ф.М. Достоевского. – Нам придется брать взаймы не только у государства, но и уговаривать мэров коммун, которые вошли в БП, дать нам средства для продолжения проекта».
«Резон самый простой – получение прибыли, – продолжает Соня Гельтон (Sonia Guelton), профессор Ecole d’Urbanisme de Paris (Парижской школы урбанистики). –Мы подсчитали, что с начала реализации проекта цена на недвижимость, особенно в районах железнодорожных вокзалов, на территории большого города значительно выросла».
– Расскажите об организационной и государственной структуре БП.
Жослин Дюбуа Мори: Есть традиционный Париж, в нем проживает 2,2 млн жителей. Руководит им избранный мэр. Сейчас это Анн Идальго. Второй Париж – это уже агломерация Большого Парижа, который создан 1 января 2016 года. На этой урбанизированной территории проживает порядка 7 млн человек. Региональный уровень – Иль-де-Франс (Île-de-France) – 13 млн жителей, включая жителей более чем 1200 не городских коммун.
– Создание Большого Парижа – это реализация плана по созданию идеального города?
– Когда проводился конкурс на архитектурную концепцию Большого Парижа, то архитекторы размышляли об идеальных городах, которые имеют национальное значение. Вот Париж – такой город, и он развивается, исходя из целесообразности собственного развития, и охраняется государством.
– Почему идея по созданию Большого Парижа нашла поддержку у большинства французов?
– Париж, так же как Москва и Лондон, входит в список самых крупных городов Европы: 12 млн жителей проживает сейчас в Париже, в Москве – 15 млн. Растут постоянно и площади городов. Заставить площади работать на развитие – задача, решаемая при создании Большого Парижа. И пока наши прогнозы оправдываются: на этот регион приходится 30% ВПП не только страны, но и Европы. В его 13 университетах обучается около 700 тысяч студентов.
– С чего начался проект агломерации Большого Парижа?
– С создания условия для прихода сюда предприятий. Было создано семь тематических кластеров, например, есть фармакологический кластер, кластер инновационного развития. Наша школа урбанистики входит в кластер инновационного развития.
– Какова главная задача руководства региона Иль-де-Франс?
– Замедлить поглощение сельских территорий. Защитить территории лесов и парков большим городом. Приобрести наименее плодородные участки земли в собственность региона и использовать их для строительства. И сохранить Париж в числе шести наиболее крупных городов мира.
ЧТО ТАКОЕ ТРАНСПОРТНАЯ СЕТЬ «БОЛЬШОЙ ПАРИЖ»
Это новая трасса скоростного метро в виде «двойной петли» длиной в 155 км по периметру Большого Парижа с захватом аэропортов «Шарль де Голль» и «Орли».
Уже к 2017 году вокруг Парижа должна быть построена основная петля длиною в 130 км, на которой расположится примерно 40 станций. Она соединит город с пригородами.
Всего проект предусматривает прокладку 24 железнодорожных линий, которые соединят 55 вокзалов и пересадочных станций.
Карта сети общественного транспорта «Большой Париж». Источник: Le Monde