АЛЕКСАНДР АСАДОВ: КУЛЬТУРНЫЙ КОД «ЗАРЯДЬЯ» УНИКАЛЕН

В начале 20-века из нашего самосознания насильственно был выбит один из главных символов. И я надеюсь на то, что реализация нашего проекта – парка «Зарядье» – поможет восстановить гармонию русской души, считает Александр Асадов.

 

АЛЕКСАНДР АСАДОВ: «Для того, чтобы определить культурный код «Зарядья» нужно немного проследить, что представляло собой это место в исторической перспективе. До середины 20-годов прошлого века, место, на котором скоро будет стоять парк «Зарядье», было обычной деревней.

АЛЕКСАНДР АСАДОВ: КУЛЬТУРНЫЙ КОД «ЗАРЯДЬЯ» УНИКАЛЕН

 В1925 году было принято решение о ремонте Китайгородской стены, а в 1930 году начался ее снос, так же, как и снос всего Зарядья: на этом месте планировалось построить восьмую сталинскую высотку.

В 53-году, после смерти Сталина, строительство было остановлено. А на фундаменте высотки, по проекту архитектора Чечулина, в начале 60-х была построена гостиница «РОССИЯ», снесенная в 2006 году.

АЛЕКСАНДР АСАДОВ: КУЛЬТУРНЫЙ КОД «ЗАРЯДЬЯ» УНИКАЛЕН

Был проект по коренной реконструкции гостиницы, но и он реализован не был. И вот в 2012 году был проведен конкурс на строительство на этом месте парка, который выиграл консорциум во главе с архитектурным бюро DillerScofidio + Renfro (DS+R) из США (бюро известно нью-йоркским парком HighLine, разбитым на бывшей эстакаде грузовой железной дороги, – прим. ММ).

Чтобы понять смысл произошедшего с историческим Зарядьем, предлагаю взглянуть на место расположение основных объектов – в центре – Кремль, как символ власти, к востоку – Зарядье, западу – Храм Христа Спасителя, судьба которого драматична: сначала был взорван храм и на его месте построен бассейн, потом на месте бассейна снова возник храм.

Тут же еще одна стройплощадка – Дворца Советов, который был построен и разобран на противотанковые сооружения при обороне Москвы. И вот дисбаланс между этими площадками длился несколько десятилетий.  Зарядье можно себе представить, как часть символа России – двуглавого орла, который смотри одновременно и на восток, и на запад, соединяя их.

АЛЕКСАНДР АСАДОВ: КУЛЬТУРНЫЙ КОД «ЗАРЯДЬЯ» УНИКАЛЕН

Мы идем с запада на восток к Храму, что символизирует возможность русского человека предельно концентрироваться в экстремальных ситуациях. Благодаря этим качествам мы можем гордится нашим победам: от военных, до прорыва в космос.

АЛЕКСАНДР АСАДОВ: КУЛЬТУРНЫЙ КОД «ЗАРЯДЬЯ» УНИКАЛЕН

Но на западе не очень мы видим человека, который ради великой цели готов пожертвовать собой, а вот с восточной стороны человек становится главным, сосуществует в гармонии с природой, архитектурой. Осознает себя вольной личностью. Прослеживается неразрывная связь нашего сознания и природным урбанизмом. Это своеобразная компьютерная нейросеть, реализуемая в «Зарядье».

Вот если нам удастся достигнуть гармонии между востоком и западом, то город приобретет свою аутентичность и две половинки русской души бесконфликтно соединятся. В этом и будет культурный код этого места».