Политех 2.0: подружиться с наукой

Бросьте камень в тех, кто говорит, что музей – это скучное, покрытое пылью времен место. Концепция устарела. Сейчас сквозь музейное пространство посетитель попадает в центр событий: слышит, смотрит, пробует, чувствует и ощущает эпоху. Так новые двери в прошлое, настоящее и будущее науки уже в этом году откроет Политехнический музей. О том, каким спустя семь лет реконструкции он предстанет перед посетителями рассказала операционный директор Политеха Надежда Степанова.

 Фото © «Ингосстрах»

МАСШТАБНАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ

– Надежда, какую идею несет в себе проект реконструкции Политехнического музея?

– Реконструируется не только здание, меняется и концепция Политеха: теперь это не только коллекция экспонатов, лекции и экскурсии, но и открытая площадка для научных дискуссий, творческих экспериментов, образовательных проектов и интеллектуальных начинаний. Политех перестает быть музеем вещей и становится музеем идей о человеке, про человека и для человека. Потому что идея – это самое главное, чем может похвастаться человечество. Мы создаем территорию просвещения, свободной мысли и смелого эксперимента.

– Реставрационные работы ведутся по проекту японского архитектора Дзюньи Исигами. Его архитектурная концепция была одобрена в 2011 году. Предполагается, что Политех преобразится как снаружи, так и внутри?

– К реставрации исторической части здания наш японский коллега подошел очень деликатно. Проект воссоздан по фотографиям и чертежам. Поэтому нельзя сказать, что архитектурный облик здания изменится, наоборот, Политех приобретет исторический вид. На северном фасаде уже восстановлен горельеф с изображением Георгия Победоносца, отреставрированы фасадные панно «Пахарь», «Рабочая семья», «В кузнице», воссозданы окна и лепной декор. Безусловно, в строительстве применяются новые технологические решения, например, два внутренних двора музея накрыли уникальной стеклянной крышей. До реконструкции северное и южное крылья имели малую функциональную нагрузку, а теперь благодаря светопропускающей конструкции зоны будут доступны для разных активностей.

Фото © vk.com/polytechmuseum

В южном дворе планируем сделать музей науки, а в северном проводить публичные лекции, дискуссии, научные бои, концерты и т.п. В общем, архитекторам и строителям удалось сохранить историю здания и увеличить его полезную площадь.

О НОВЫХ ЭКСПОЗИЦИЯХ

– А начинка музея, в том числе постоянная экспозиция наверняка будет самой технологичной?

– Безусловно, постоянная экспозиция, состоящая из исторической и научной части, будет максимально интерактивной и мультимедийной. Ведь науку как экспонат представить довольно сложно. В историческом разделе будут собраны изобретения наших ученых, инженеров и других представителей «золотых мозгов», а научный раздел даст преставление об окружающем мире: от черной дыры до нейросетей. Одна из временных выставок будет посвящена звуку, но это не похоже на урок биологии. Никаких схем строения уха человека! Мы объясним, как разные открытия в области акустики повлияли на развитие цивилизации и покажем, какие технологии применяются сейчас. А спецпроект – детский музей науки – отдельно сконструированное пространство для изобретателей до 12 лет вобрал в себя все функции взрослого музея: детей ждут настоящие эксперименты и исследования.

– То есть музей рассчитан на посетителей всех возрастов?

– Мы создаем экспозиции, которыми может увлечься как человек далекий от науки, так и профессионал. А двенадцатилетним детям не нужны какие-то спецпроекты, в этом возрасте они уже вполне мыслят как взрослые.

 Фото © vk.com/polytechmuseum

– Какими качествами, по-вашему, должен обладать будущий ученый?

– Лень – двигатель прогресса! Очень важно развивать критическое мышление, фантазию, потому что все ученые – выдумщики. В этом исследователю помогут книги, нужно воспитать привычку читать.

«ЧИТАЕМ С ПОЛИТЕХОМ»

– Ваша новая рубрика «Читаем с Политехом» – помощник в этом деле…

– Да, сейчас мы проводим исследование: что читают люди в самоизоляции? Вы можете присоединиться к акции: выбрать две-три книжки и рассказать о них. Я своим коллегам задолжала рассказ о своих литературных предпочтениях. Но и до карантина мы с нашими партнерами The Village делали обзоры книжек и подборки для взрослых и детей. Рекомендую книгу Ильи Колмановского «Как груша попадает в мозг?», она переиздавалась при участии Политеха в третий или уже четвертый раз. А для ребенка советую заказать книжку-картинку «Полеш открывает музей» про маленькое бревнышко, которое безумно любило все собирать: веточки, этикетки, камни. Рассказ даже меня заинтересовал, хотя я человек довольно серьезный, а ребенок просто будет в восторге. Пусть он создает свой музей, пока родители общаются с коллегами в Zoom. А после карантина первым делом советую посетить нашу политехническую библиотеку, в ней собрано свыше 3,5 млн документов. Одна из самых крупных в Европе! Вы можете получить абонемент, чтобы посещать читальный зал и «Открытые коллекции».

Фото © vk.com/polytechmuseum

 

Наши сотрудники рассказывают удивительные истории и демонстрируют предметы, которые никогда прежде не экспонировались. Вы почувствуйте себя хранителем музея. Надеюсь, что после карантина мы возобновим и пешие экскурсии по музейному парку, во время которых раскрываем удивительную историю здания Политеха.

ЗАЧЕМ ЗАСЫПАЛИ ПОЛИТЕХ?

– Хотелось бы подробнее узнать о нижних этажах здания, которые из-за строительных ограничений пришлось откапывать вручную. Почему они вообще находились под землей?

– Реставрационные работы велись в стесненных условиях, так как Политех окружен проезжей частью, метро и Красной площадью, но зато теперь, когда появился подземный этаж, музей буквально «парит» над землей. Нижние этажи – это полуподвальные помещения в здании, можно сказать, офисы, которые мы расчистили. При реконструкции были обнаружены специальные окна с зеркальной системой, чтобы туда проникал солнечный свет. Сейчас уровень подземного этажа – это главная площадь музея, здесь появились амфитеатр и прогулочные галереи, где разместятся кафе, магазины и выставочные пространства. Благодаря концепции «Музей как парк» Политех перестал быть островным государством и стал частью нового пешеходного маршрута от Лубянки до парка «Зарядье». До карантина по этой территории можно было прогуляться и заглянуть в «холодную» галерею, в которой мы с нашими высокотехнологичными партнерами будем делать выставки о современной науке. Сейчас там размещаем анонсы и наши новости – подогреваем интерес. Кстати, пешеходный маршрут абсолютно инклюзивный, его беспрепятственно может преодолеть любой человек на инвалидной коляске или мамы с детьми в коляске.

Фото © mos.ru

– К открытию обновленного музея вы разрабатываете собственную инклюзивную программу «Разные люди: новый музей». Почему решили реализовать эту концепцию?

– Для нас принципиально важно, чтобы посетить музей мог любой человек. В декабре прошлого года у нас открылась выставка «Истории, которых не было», посвященная людям с разной степенью инвалидности. В основу экспозиции легли очень личные истории людей об их отношениях с Москвой: лавочка, где случился первый поцелуй; парк, в котором катался на коньках; лестница, из-за которой никак не получается попасть в музей. Такие позитивные и негативные истории должны натолкнуть нас на более глубокие выводы о том, каким должен быть город. В большей степени не для народа, а для каждого отдельного человека. Сейчас с выставкой «Истории, которых не было» можно ознакомиться на нашем сайте.

– А какие еще виртуальные экскурсии и программы вы проводите в период карантина?

– Когда все началось, мы одними из первых ушли в онлайн. Наши сотрудники успели отснять видеоматериал и сейчас выпускают на сайте одну экскурсию за другой. Выдаем порционно. Недавно прошел второй 12-часовой поэтический марафон #ПолитехLive. Мы насчитали большее 220 тысяч просмотров, согласитесь, грандиозная цифра для современной поэзии. Спасибо нашим партнерам и чтецам за поддержку! Политех всегда был площадкой для голосов поколения. Все помнят поэтические сражения между Маяковским и Северяниным, выступления Вознесенского, Окуджавы. С одной стороны, продолжаем традиции, с другой создаем что-то новое. Запись марафона можно посмотреть на YouTube-канале Политеха. С детьми мы тоже занимаемся онлайн, видеоуроки Университета детей публикуются на Facebook. В планах создать отдельного персонажа для детских проектов, чтобы он стал для юных слушателей героем и повел их за собой в мир науки. Ведь она подружка не простая, к ней нужно найти подход.

 Фото © mos.ru

На практических занятиях наши преподаватели учат ребят критически мыслить и задавать вопросы. К сожалению, нынешние дети крайне несамостоятельны. Например, вместо того, чтобы взять ножницы и разрезать листочек на части, они просят преподавателя найти бумагу меньшего формата. Почти все ученики, которые купили абонемент в Университет детей, перешли в онлайн-режим. Просто бальзам на душу! Поэтому всех деток с родителями ждем на страничке в Facebook, а потом и на офлайн-занятиях.

О РЕЖИМЕ САМОИЗОЛЯЦИИ

– Как вы относитесь к тому, что сейчас весь мир ушел в интернет? Даст ли это новый технологический толчок?

– Я сторонник прогресса и дарвинист. Поэтому склоняюсь к мысли, что начался новый виток эволюции. Когда Гутенберг включил свой печатный станок, наверняка, многие бегали по потолку. Сейчас происходит то же самое: мы действительно находимся в новых условиях и стремительно в них осваиваемся. Да мы каждое двадцатилетие начинаем жить в новом мире.

– С развитием технологий уровень музейной культуры и интерес к посещениям выставок снизился или вырос? Теперь экскурсии стали более разносторонними?

– Интерес стремительно растет. Не вижу смысла десять тысяч раз смотреть в интернете на изображение Моны Лизы – лучше один раз увидеть в живую. Для человека важен контакт с экспонатом напрямую, без посредника в виде монитора, а еще в музее можно разделить свои эмоции с другими посетителями, будь то твои друзья или группа слушателей. Естественно, что в Политехе у постоянной экспозиции и у премиум-выставок будет цифровой слой. Система устроена так, чтобы посетитель мог получать больше данных по заинтересовавшему его предмету.

 Фото © mos.ru

– Как у подростка или даже у взрослого человека пробудить желание прийти в музей?

– В Москве аудитория уже горячая: интерес к Политеху подогрели коллеги из Пушкинского музея, Третьяковской галереи и музея Гараж. Они провели большую работу, вспомнить только, какие очереди были на выставки Валентина Серова, Ивана Айвазовского и сколько людей приходило на фестивали. Случился музейный бум! За последние 5–10 лет люди приучились ходить в музеи, а дети, которых они водили туда за ручку, подрастают и сами проявляют интерес к культуре. По статистике, если ребенок до трех лет оказался в музее, то для него это становится постоянной практикой на все последующие годы. Есть корпоративный анекдот, что человек приходит в Третьяковку два раза в жизни: в школьном возрасте и со своим внуком. Сейчас ситуация изменилась. Думаю, что в первый год мы не будем испытывать недостатка внимания. Да и представьте, новый музей в центре Москвы – все должны прийти!

– Посоветуйте, как быть региональным музеям? Как привлечь больше посетителей?

– Мне кажется, нельзя мерить успех музея количеством посетителей или количеством привлеченных денег. Важно, чтобы человек заинтересовался, а не просто пробежался глазами по выставке, сделал селфи и ушел. Ни уму, ни сердцу. Поэтому рекомендую сосредоточиться на образовательных программах, чтобы у каждой выставки был образовательный блок. Надо держать связь со столичными музеями, обмениваться книжками, информацией, экспонатами, чтобы потом делать эксклюзивные выставки. Надо вести разговор с местным бизнесом, договариваться о партнерстве с ними. Но это история не про логотип на лбу, а про выстраивание долговременных отношений. Сейчас люди разворачиваются в сторону музеев, нам грех жаловаться на наш Попечительский совет и партнеров. Музей – дорогое удовольствие, деньги уходят на сохранение и поддержание фонда, но нужно выкраивать средства и на выставки.

 Фото © vk.com/polytechmuseum

И главное: не нужно быть строгими к своим посетителям. Экскурсоводы должны улыбаться, интересно рассказывать, от личного состава очень многое зависит. Я уже говорила про недружелюбность науки, так и музей в России в представлении людей – недружелюбная среда. Нужно менять подход, тогда неизбежны грандиозные изменения.

Текст © Валерия Козырева / Москва меняется

Фото обложки © Портал мэра Москвы