Моя Москва В Новой Москве появятся 12 пожарных депо Моя Москва Реконструкция электродепо «Сокол» способствует своевременному запуску движения на новых участках БКЛ Моя Москва На станциях второго этапа западного участка БКЛ продолжаются отделочные работы Моя Москва Проходка тоннелей Троицкой линии метро на участке от «Улицы Новаторов» до «Коммунарки» завершена почти на 80% Моя Москва В электродепо «Сокол» впервые в Москве установлена микропроцессорная система управления поездами Моя Москва Реконструкция электродепо «Сокол» удвоила его рабочие мощности Спорт В строительстве центров самбо и бокса в Лужниках задействовано более тысячи специалистов Спорт Сервисный центр уличных видов спорта в «Лужниках» введен в эксплуатацию Моя Москва В Москве началось благоустройство Садовнической набережной и одноименной улицы Моя Москва Благодаря льготной​ ипотеке жилищные условия смогут улучшить десятки тысяч москвичей Моя Москва Cделать прививку от коронавируса можно будет во всех флагманских центрах «Мои Документы» Моя Москва Москомархитектура приступила к разработке проектов развития прилегающих территорий к МЦД-3 Моя Москва Многоуровневая перехватывающая парковка появится в составе ТПУ «Ховрино» в следующем году Моя Москва Толщина льда на городских водоемах уменьшилась на 5-10 сантиметров Моя Москва В Москве появятся 24 новых спортивных объекта
Железнодорожная история Ленинградского вокзала

Железнодорожная история Ленинградского вокзала

6 августа 2017, 13:00

Площадь трех вокзалов или Комсомольская площадь, возможно, самое суматошное место во всей Москве.

Три больших вокзала (да еще железнодорожная станция на соединительной ветке) и в придачу к ним — огромный универсальный магазин. Десятки тысяч прохожих снуют по всем направлениям, тут же трамваи, троллейбусы, тысячи автомашин на площади, по которой проходит оживленная магистраль. Комсомольская площадь получила свое название в 1932 году в честь Ленинского коммунистического союза молодежи. До 1932 года она называлась Каланчевской, а в XVIII веке — Каланчевским полем, так как представляла собой тогда большое почти незастроенное пространство.

Башня Ленинградского вокзала с часами

Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется

Артиллерийский двор находился на земле ямщиков Переяславской ямской слободы и занимал примерно 20 гектаров. Мимо него с современной Домниковской на Краснопрудную улицу пролегала дорога из города в Красное село и дальше на восток.

Здание Ленинградского вокзала

Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется

В пожар 1812 года Новый артиллерийский двор сгорел от взрыва находящихся на нем снарядов, причем этот взрыв потряс дома всей восточной части Москвы. В середине XIX века на месте Нового артиллерийского двора и западнее было решено построить вокзал второй железной дороги, должненствовавшей соединить две столицы: Петербург и Москву. Первая железная дорога была пущена между Петербургом и Царским селом, но большого транспортного значения не имела. А трасса между двумя столицами должна была стать настоящим прогрессом.

Бюст архитектора Тона у здания Ленинградского вокзала

Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется

По первоначальному проекту любимец Николая I, архитектор К. А. Тон предполагал поставить по северной границе Каланчевской площади протяженный фронт застройки, в центре которого должен был находиться сам вокзал, выделенный башней с часами, богатым декором, а по бокам — два здания со значительно более сдержанной отделкой — таможня слева и жилой дом справа. Дом так и не построили, а таможню (№1а) и вокзал выстроили к 1851 году. В то время желеная дорога была самой длинной в мире двухпутной дорогой со сложнейшим техническим хозяйством. Назвали и железную дорогу, и вокзал, в память инициатора постройки — Николаевскими.

Пассажиры у здания Ленинградского вокзала

Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется

Открытие железной дороги было «чудом» для того времени, и смельчаков ехать по ней не находилось, поэтому первый и второй поезда были наполнены исключительно солдатами Преображенского и Семеновского гвардейских полков, которые «храбро» проехали из Питера в Москву и обратно. Толпы населения встречали и провожали первые поезда. Осенью того же года москвичи могли узнать из газет о том, что московский генерал-губернатор «…обьявляет жителям Столицы, что с первого числа ноября месяца начнется движение по С-Петербурго-Московской железной дороге, и на первое время, в день будет отходить по одному поезду. Пассажиры приезжают за час, а багаж за два часа. Доезжают за 22 часа. Дорога вызывала страх и неподдельное удивление. В народе сложили стишок, расходившийся в лубках по России:

Ну уж, дивная лошадка,

Богатырская повадка,

Тащит тысячу пудов

Словно как вязанку дров.

Самодвижно самокатно

И пользительно приятно.

Конь стоит ли все пыхтит

Фыркнет искрами и паром

Закипит вдруг самоваром

 Не качает, не трясет,

Словно вихрем понесет!

Архитектурные элементы здания Ленинградского вокзала

Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется

В 1856 года Николаевский, а ныне Ленинградский вокзал, запечатлен в рассказе Чехова «Толстый и тонкий»:

На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля: один толстый, другой тонкий. Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флер-д’оранжем. Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками.

Здание Ленинградского вокзала

Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется

В 1860-х годах в большое здание к западу от вокзала перевели с Пятницкой улицы таможню. Напротив вокзала, на южной стороне площади располагались обширные «лесные ряды». Вскоре железная дорога стала привычной: беспрецедентное железнодорожное строительство буквально преобразило страну. Именно оно послужило своеобразным рычагом, потянувшим за собой и промышленность, и земледелие.

Текст © Дарья Миллер / Москва меняется

Подпишитесь на еженедельную рассылку новостей