Железнодорожная история Ленинградского вокзала

Три больших вокзала (да еще железнодорожная станция на соединительной ветке) и в придачу к ним – огромный универсальный магазин. Десятки тысяч прохожих снуют по всем направлениям, тут же трамваи, троллейбусы, тысячи автомашин на площади, по которой проходит оживленная магистраль. Комсомольская площадь получила свое название в 1932 году в честь Ленинского коммунистического союза молодежи. До 1932 года она называлась Каланчевской, а в XVIII веке – Каланчевским полем, так как представляла собой тогда большое почти незастроенное пространство.

Фото © Сергей Авдуевский / Москва Меняется

Артиллерийский двор находился на земле ямщиков Переяславской ямской слободы и занимал примерно 20 гектаров. Мимо него с современной Домниковской на Краснопрудную улицу пролегала дорога из города в Красное село и дальше на восток.

Фото © Сергей Авдуевский / Москва Меняется

В пожар 1812 года Новый артиллерийский двор сгорел от взрыва находящихся на нем снарядов, причем этот взрыв потряс дома всей восточной части Москвы. В середине XIX века на месте Нового артиллерийского двора и западнее было решено построить вокзал второй железной дороги, должненствовавшей соединить две столицы: Петербург и Москву. Первая железная дорога была пущена между Петербургом и Царским селом, но большого транспортного значения не имела. А трасса между двумя столицами должна была стать настоящим прогрессом.

Фото © Сергей Авдуевский / Москва Меняется

По первоначальному проекту любимец Николая I, архитектор К. А. Тон предполагал поставить по северной границе Каланчевской площади протяженный фронт застройки, в центре которого должен был находиться сам вокзал, выделенный башней с часами, богатым декором, а по бокам – два здания со значительно более сдержанной отделкой – таможня слева и жилой дом справа. Дом так и не построили, а таможню (№1а) и вокзал выстроили к 1851 году. В то время желеная дорога была самой длинной в мире двухпутной дорогой со сложнейшим техническим хозяйством. Назвали и железную дорогу, и вокзал, в память инициатора постройки – Николаевскими.

Архитектура вокзала сочетает в себе элементы неоклассицизма и ампира, что придает ему особый шарм и уникальность. Величественное здание вокзала с колоннами и крыльцом создает впечатление старинного дворца, отражая архитектурный стиль XIX века.

Фото © Сергей Авдуевский / Москва Меняется

Открытие железной дороги было «чудом» для того времени, и смельчаков ехать по ней не находилось, поэтому первый и второй поезда были наполнены исключительно солдатами Преображенского и Семеновского гвардейских полков, которые «храбро» проехали из Питера в Москву и обратно. Толпы населения встречали и провожали первые поезда. Осенью того же года москвичи могли узнать из газет о том, что московский генерал-губернатор «…обьявляет жителям Столицы, что с первого числа ноября месяца начнется движение по С-Петербурго-Московской железной дороге, и на первое время, в день будет отходить по одному поезду. Пассажиры приезжают за час, а багаж за два часа. Доезжают за 22 часа. Дорога вызывала страх и неподдельное удивление. В народе сложили стишок, расходившийся в лубках по России:

Ну уж, дивная лошадка,

Богатырская повадка,

Тащит тысячу пудов

Словно как вязанку дров.

Самодвижно самокатно

И пользительно приятно.

Конь стоит ли все пыхтит

Фыркнет искрами и паром

Закипит вдруг самоваром

 Не качает, не трясет,

Словно вихрем понесет!

Фото © Сергей Авдуевский / Москва Меняется

В 1856 года Николаевский, а ныне Ленинградский вокзал, запечатлен в рассказе Чехова «Толстый и тонкий»:

На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля: один толстый, другой тонкий. Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флер-д’оранжем. Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками.

Фото © Сергей Авдуевский / Москва Меняется

В 1860-х годах в большое здание к западу от вокзала перевели с Пятницкой улицы таможню. Напротив вокзала, на южной стороне площади располагались обширные «лесные ряды». Вскоре железная дорога стала привычной: беспрецедентное железнодорожное строительство буквально преобразило страну. Именно оно послужило своеобразным рычагом, потянувшим за собой и промышленность, и земледелие.

Ленинградский вокзал пережил множество реконструкций и модернизаций, сохранив при этом свою уникальную архитектуру и атмосферу. Сегодня это не просто место отправления и прибытия поездов, но и памятник истории, который живо отражает развитие железнодорожного транспорта и важность железнодорожных связей для России.