Зачем памятнику Пушкина нужна была шляпа?

6 июня 1799 года родился Александр Сергеевич Пушкин. Выдающийся поэт, писатель, основатель современного русского языка, душа народа и просто наше всё. О том, какие перипетии сопровождали сооружение памятника Пушкину в Москве, в материале обозревателя «Москва Меняется», который провел собственное исследование одной из деталей памятника поэту.

Напомним, знаменитый памятник А.С. Пушкину работы скульптора А.М. Опекушина был установлен в Москве 6 июня 1880 года. Торжественное открытие состоялось на Страстной (Пушкинской) площади, где памятник простоял до 1950 года, пока его не перенесли на противоположную сторону – с Тверского на Страстной бульвар.

В 1860 году выпускники Царскосельского лицея объявили сбор средств на сооружение памятника А.С. Пушкину. В 1875-м был проведен открытый конкурс, где первая премия досталась Александру Михайловичу Опекушину. Поза Пушкина для будущего памятника была придумана Опекушиным изначально и претерпела незначительные изменения. А вот вокруг пьедестала развернулась дискуссия.

Фото: Александр Михайлович Опекушин. 1908 год / Wikimedia Commons

В окончательном варианте утвердили идею скульптора, члена Императорской академии художеств Ивана Николаевича Шредера, который предложил форму усеченной трапеции на прямоугольной призме, против задумки Опекушина, который видел пьедестал в форме двух усеченных конусов.

Руководителем строительно-монтажных работ Опекушин назначил архитектора И.С. Богомолова, а комиссию по сооружению памятника возглавил принц Петр Георгиевич Ольденбургский, внук императора Павла I, председатель департамента гражданских и духовных дел.

Однако в истории памятника есть одна интересная деталь, которую многие пытаются прояснить до сегодняшнего дня. Чтобы пролить свет на эту историю, обратимся к эволюции мужских головных уборов того времени. Так, в 1820 году в России стал модным головной убор a la Bolivar – цилиндр с широкими полями. Эта высокая шляпа была особенно популярна у дворян в период с 1821 по 1823 год. В это же время Россия наблюдала восход «солнца русской поэзии». Пушкинские строки из романа «Евгений Онегин» – тому отличное подтверждение:

«Надев широкий боливар, Онегин едет на бульвар и там гуляет на просторе, пока недремлющий брегет не прозвонит ему обед». (Евгений Онегин. Глава I. Строфа XV)

В то время головной убор мог быть своеобразной формой выражения политических симпатий или даже протестов против существующих порядков и решений. События 1825 года усиливали этот символизм.

Чуть позже, в 1833 году, в моду вошла модель шляпы «дорсей» – одна из разновидностей привычного цилиндра, названная в честь законодателя парижской моды графа д’Орсея. Этот убор также плотно ассоциируют с пушкинской эпохой и часто встречаются на гравюрах того времени. Следом, почти в это же время, появилась модель «ловелас», названная именем сердцееда из романа Ричардсона.

Изображение: Пушкин и Онегин. Гравюра Е. Гейтмана с рисунка А. Нотбека, 1829 год / Wikimedia Commons

В начале 1840-х годов, после смерти Александра Сергеевича, популярность приобрела шляпа с узкими полями и низкой тульей. Она была названа в честь изобретателя Л.Ж. Дагера. Напомним, к этому времени будущему скульптору Александру Опекушину исполнилось 12 лет, он только поступил в Рисовальную школу.

Рассматривая памятник Александру Сергеевичу, наблюдательный прохожий обратит внимание, что в руках поэта совсем другой головной убор, который не свойственен эпохе его современников. Поэт держит за спиной не знаменитый боливар, а аккуратную шляпу с узкими поднятыми полями, глубоким заломом на трубчатой тулье и опоясывающим ее бэндом (лентой).

Известно, что шляпы с характерным заломом стали появляться ближе к концу XIX века. Современником этих головных уборов был как раз автор памятника Александр Опекушин.

Фото: © Сергей Мельников

Очевидно, что в руки великого поэта скульптор вложил частичку современной эпохи, возможно, тем самым подчеркивая, что творчество русского поэта никогда не выйдет из моды.

Пытаясь разобраться в модели головного убора бронзового Пушкина, вспоминается тот факт, что в конце 1870-х в немецком поселении Хомбург (с 1912 года город-курорт Бад-Хомбург) шляпных дел мастер Филипп Меккель, имеющий огромный опыт в производстве мужских шляп, искал новый дизайн.

Мировая известность придет к нему позднее, когда 29 августа 1882 года наследник английского престола принц Эдуард VII, восхитившись охотничьей шляпой своего племянника Вильгельма II, закажет у Меккеля ее классический вариант под костюм. После этой встречи модель получит название «хомбург» и окончательно вытеснит цилиндры, дорсеи и котелки из моды, став главной мужской шляпой аж до 1950-х.

Фото: Эдвард VII в шляпе хомбург. Ок. 1905 года / © The Royal Collection Trust

Однако не исключено, что первые модели легендарных шляп Меккель выпускал и до знакомства с принцем. Учитывая популярность головных уборов в России, а также любовь Александра Михайловича к прекрасному, она вполне могла попасть к нему раньше, чем английский принц сделал ее эталоном мужской моды.

По словам современников, будущий скульптор с детства проявлял художественный талант и вкус, что во взрослом возрасте нашло отражение в его гардеробе. Стало быть, есть вероятность, что не меньшую популярность хомбургу, чем принц Эдуард VII, принес наш Опекушин.

Ранее высказывались гипотезы, что в руке поэта лежит классическая федора, однако этот вид головного убора появился лишь в конце 1880-х годов. В пьесе 1889 года главная героиня в исполнении Сары Бернар носила шляпу именно такого фасона, но среди женщин этот элемент не прижился, зато стал невероятно популярен у мужчин.

Автор: Сергей Мельников

Обложка: © Сергей Мельников