Моя Москва За три года в Москве построят 270 км дорог Моя Москва Программа льготной ипотеки доказала свою востребованность Куда пойти В Музеоне открылась выставка «Строительство госпиталя в Вороновском» Моя Москва Зарядные станции для электромобилей установлены в московском жилом комплексе Моя Москва Количество мигрантов в Москве за год снизилось на 21% Моя Москва Семь остановочных пунктов планируется открыть на МЦД-4 в 2021 году Моя Москва Москвичей ожидают две «волны весеннего тепла» Моя Москва Пять спортивных объектов построили в Москве с начала этого года Моя Москва Реконструкцию развязки на пересечении МКАД с Липецкой улицей завершат в течение трех лет Моя Москва На Петровке обнаружили расчёску для конской гривы XVII века Моя Москва Автомагистраль «Москва - Казань» продлят до Екатеринбурга Моя Москва Путин предложил до конца года продлить программу туристического кешбэка Моя Москва Коронавирус окончательно не побежден и остается прямой угрозой - Путин Моя Москва Месячная норма осадков выпадет в столице до конца дня Моя Москва Строительство первого этапа улично-дорожной сети в Коммунарке завершится в 2022 году
Триумфальная арка: от заставы до проспекта

Триумфальная арка: от заставы до проспекта

12 августа 2017, 10:05

Первые триумфальные арки берут свое начало в Древнем Риме, когда полководец-победитель торжественно въезжал в город. В Россию эту традицию привез Петр I.

Триумфальная арка была воздвигнута, как символ олицетворения победы русского народа в войне 1812 года.  Сначала построили деревянную на площади Тверской заставы, но она быстро ветшала, и в 1826 году было решено заменить ее каменной. Строительство новой арки было поручено крупному русскому архитектору – Осипу Ивановичу Бове, который  сам  был участником войны.

По поручению Николая I, Бове спроектировал не просто арку, а парадные въездные ворота у главного въезда в Москву из Петербурга.  Закладка ворот состоялась 17 августа 1829 года, но сами ворота были открыты только в 1834. Строительство шло медленно,  поскольку средств недоставало, да и грунт  на месте  работ был песчаный, в него  приходилось забивать три тысячи свай. Постройка была кирпичной и облицована белым камнем.

Фрагмент Триумфальной арки на Кутузовском проспекте

Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется

Ворота поражали своим великолепием и внушительными размерами: высота достигала 28 метров.  В основе памятника стояла арка с шестью парами чугунных колонн. По бокам ворот  были установлены две кордегардии (помещения для караула, охраняющего крепостные ворота).  Особую роль в создании художественного памятника была отведена скульптуре, над которой работал Иван Витали.

Скульптура древнего воина на Триумфальной арке на Кутузовском проспекте

Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется

Во всех элементах арки прослеживается тема военных побед.  Между каждой из пар колонн размещены  мощные литые фигуры древних воинов, простенки украшены рельефами «Изгнание французов» и «Освобождение Москвы».

Колесница Славы на Триумфальной арке

Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется

Венчает арку колесница Славы, которую влечет за собой шестерка коней, а во главе колесницы – гордая богиня Победы. Надпись над аркой гласит, что она посвящена «священной памяти императора Александра I, восстановившего Москву из пепла и развалин». В 1936 году арка была разобрана. Спустя тридцать лет Московским советом депутатов был поднят вопрос о восстановлении  арки.  Было много споров о месте её размещения. Вернуть ли  памятник на историческое место?  В конечном итоге арку (без кордергардий) воссоздали на Кутузовском проспекте (площадь Победы), где вместе с музеем – панорамой «Бородинская битва»   она образует единый исторически-культурный комплекс. Несмотря на то, что арка была восстановлена в качестве монумента, а не въездных ворот, ее разместили согласно строгим традициям: лицевой стороной арка обращена к въезду в столицу.

Триумфальная арка на Кутузовском проспекте

Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется

Текст © Даша Миллер / Москва меняется

Подпишитесь на еженедельную рассылку новостей