Моя Москва В столице стартовал краудсорсинг-проект «Московские центральные диаметры» Моя Москва Андрей Бочкарев назначен на должность главы стройкомплекса Москвы Моя Москва Столица закупит новые электробусы Моя Москва Фирсановский мост через реку Сходню ожидает реконструкция Моя Москва Реконструкцию Внуковского шоссе планируют завершить до конца 2020 года Моя Москва Весной в Москве высадят более 108 тысяч кустарников Моя Москва К концу года пассажиров мосметро будут перевозить 255 поездов «Москва» Моя Москва Москвичи сдали на переработку более 22 тысяч ёлок Моя Москва В столице побит температурный рекорд Моя Москва В столице продлён "жёлтый" уровень погодной опасности Моя Москва Новая вылетная магистраль улучшит дорожную ситуацию на западе Москвы Моя Москва Новая платная трасса соединит несколько районов Москвы и Подмосковье Моя Москва В Москве не будут повышать максимальный тариф за парковку Моя Москва Дом Мельникова на Арбате ждет реставрация Моя Москва Марат Хуснуллин назначен вице-премьером Правительства Российской Федерации по строительству
Триумфальная арка: от заставы до проспекта

Триумфальная арка: от заставы до проспекта

12 августа 2017, 10:05

Первые триумфальные арки берут свое начало в Древнем Риме, когда полководец-победитель торжественно въезжал в город. В Россию эту традицию привез Петр I.

Триумфальная арка была воздвигнута, как символ олицетворения победы русского народа в войне 1812 года.  Сначала построили деревянную на площади Тверской заставы, но она быстро ветшала, и в 1826 году было решено заменить ее каменной. Строительство новой арки было поручено крупному русскому архитектору – Осипу Ивановичу Бове, который  сам  был участником войны.

По поручению Николая I, Бове спроектировал не просто арку, а парадные въездные ворота у главного въезда в Москву из Петербурга.  Закладка ворот состоялась 17 августа 1829 года, но сами ворота были открыты только в 1834. Строительство шло медленно,  поскольку средств недоставало, да и грунт  на месте  работ был песчаный, в него  приходилось забивать три тысячи свай. Постройка была кирпичной и облицована белым камнем.

Фрагмент Триумфальной арки на Кутузовском проспекте

Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется

Ворота поражали своим великолепием и внушительными размерами: высота достигала 28 метров.  В основе памятника стояла арка с шестью парами чугунных колонн. По бокам ворот  были установлены две кордегардии (помещения для караула, охраняющего крепостные ворота).  Особую роль в создании художественного памятника была отведена скульптуре, над которой работал Иван Витали.

Скульптура древнего воина на Триумфальной арке на Кутузовском проспекте

Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется

Во всех элементах арки прослеживается тема военных побед.  Между каждой из пар колонн размещены  мощные литые фигуры древних воинов, простенки украшены рельефами «Изгнание французов» и «Освобождение Москвы».

Колесница Славы на Триумфальной арке

Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется

Венчает арку колесница Славы, которую влечет за собой шестерка коней, а во главе колесницы – гордая богиня Победы. Надпись над аркой гласит, что она посвящена «священной памяти императора Александра I, восстановившего Москву из пепла и развалин». В 1936 году арка была разобрана. Спустя тридцать лет Московским советом депутатов был поднят вопрос о восстановлении  арки.  Было много споров о месте её размещения. Вернуть ли  памятник на историческое место?  В конечном итоге арку (без кордергардий) воссоздали на Кутузовском проспекте (площадь Победы), где вместе с музеем – панорамой «Бородинская битва»   она образует единый исторически-культурный комплекс. Несмотря на то, что арка была восстановлена в качестве монумента, а не въездных ворот, ее разместили согласно строгим традициям: лицевой стороной арка обращена к въезду в столицу.

Триумфальная арка на Кутузовском проспекте

Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется

Текст © Даша Миллер / Москва меняется

Подпишитесь на еженедельную рассылку новостей