Моя Москва В Москве отреставрировали чугунные ворота Николаевской военной богадельни Моя Москва Дом связи на Новом Арбате оформят в белый цвет вместо медного Моя Москва В районе Соколиная Гора появился новый детский сад Моя Москва Станцию «Крымская» Троицкой линии метро украсят светильники «чайки-паруса» Моя Москва Москва заняла четвертое место в списке ста лучших городов мира Моя Москва В оформлении станций южного участка БКЛ архитекторы использовали уникальные материалы Моя Москва Образовательную инфраструктуру возведут на территории промзоны «Кирпичные улицы» Моя Москва Проект планировки нового вокзала ВСМ-1 будет разработан в течение года Моя Москва Восточный участок БКЛ метро построен почти наполовину Персоны Владимир Федорович Жидкин Моя Москва На Новодевичьем кладбище открыли памятник Юрию Лужкову Моя Москва Опасное сочинение: в России начнут выявлять подростков с опасными наклонностями Моя Москва Новый участок Сокольнической линии метро стал драйвером развития прилегающих районов Моя Москва Применение BIM-технологий ускорило сроки проектирования станций БКЛ «Кунцевская и «Терехово» Моя Москва Почти 50% жилья в Москве за 10 лет возвели на территории бывших промзон
Подземный путь: история появления метро в Москве. Часть II

Подземный путь: история появления метро в Москве. Часть II

13 января 2018, 16:06

Инженерный тандем

Самым известным дореволюционным проектом метрополитена стала задумка инженеров Кнорре и Балинского. Оба инженера преуспели в своем деле: Кнорре был известен в качестве автора моста через Енисей в Красноярске, который получил в Париже первую премию на Всемирной выставке, а Балинский уже предпринимал попытки по созданию метрополитена в Санкт-Петербурге. В 1902 году этот творческий тандем представил свой проект подземки московскому генерал-губернатору.

Проект встретил шквал критики со стороны московской администрации и со стороны профессионального сообщества. Балинский как главный идеолог рассматривал возможным проведение работ по масштабному переустройству Москвы. Например, предлагался вариант создания дублера Тверской улицы от Кремля до Петровского парка, а в сторону Сокольников должен был вырасти проспект, пересекающий Лубянку и Чистые пруды. В связи с масштабным строительством было предложено вырубить все Бульварное кольцо, а по его радиусу проложить транспортные тоннели, перекрытые снаружи дорожным полотном. По задумке, Центральный вокзал возникал на Красной площади, к нему по тоннелям должны были подъезжать пассажирские поезда. Трассы радиальных линий пролегали под историческими постройками: храмами, церквями, усадьбами, нарушая целостность их фундаментов, что в процессе строительства привело бы к их обрушению. Наиболее полное заключение по проекту было выдано Императорским Московским Археологическим Обществом, где были подробно описаны последствия реализации проекта Балинского и Кнорре.

Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется

Проект Мосгордумы

В 1911 году Кнорре начал разработку отдельного проекта. Параллельно была запущена работа инженеров Мосгордумы. Впоследствии их усилия объединились, возникло тесное сотрудничество. Стороны разошлись в паре моментов: дума предлагала пойти по опыту строительства парижского метро, тогда как Кнорре был приверженцем берлинского стиля. Также Кнорре предлагал реализовать идею беспересадочного сообщения, соединив некоторые диаметры друг с другом.

Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется

В 1913 году был представлен еще один проект, над которым трудилась целая группа специалистов. Их подход отличался от проекта Мосгордумы, а мысли и труды были направлены на взаимодействие с Министерством путей сообщения. Их идея объединяла существующие железнодорожные линии, а центральный вокзал располагался между Лубянской и Театральной площадями. Такой проект сильно напоминал идею Балинского и также нарушал целостность городских построек. Москвичи имели риск потерять Большой и Малый театры.

Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется

А для того чтобы окупить проект, авторы предлагали построить над центральным вокзалом высокую башню, где сдавались бы в наем помещения для разных контор – очень отдаленный аналог сегодняшних ТПУ.

Окончательное решение по проекту принято не было. Однако решением думы было озвучено, что в срочном порядке необходимо приступить к строительству метро в Москве. Начать строительство планировалось в 1915 и закончить в 1920 году. Но Первая мировая война, а затем революция, отодвинули эти планы.

Продолжение — в следующей части «Подземный путь. История появления метро в Москве».

Текст © Алексей Горячев / Москва меняется

Подпишитесь на еженедельную рассылку новостей