Моя Москва Пассажиры забыли в наземном транспорте более 2,5 тысяч вещей Моя Москва В столице стартовал краудсорсинг-проект «Московские центральные диаметры» Моя Москва Андрей Бочкарев назначен на должность главы стройкомплекса Москвы Моя Москва Столица закупит новые электробусы Моя Москва Фирсановский мост через реку Сходню ожидает реконструкция Моя Москва Реконструкцию Внуковского шоссе планируют завершить до конца 2020 года Моя Москва Весной в Москве высадят более 108 тысяч кустарников Моя Москва К концу года пассажиров мосметро будут перевозить 255 поездов «Москва» Моя Москва Москвичи сдали на переработку более 22 тысяч ёлок Моя Москва В столице побит температурный рекорд Моя Москва В столице продлён "жёлтый" уровень погодной опасности Моя Москва Новая вылетная магистраль улучшит дорожную ситуацию на западе Москвы Моя Москва Новая платная трасса соединит несколько районов Москвы и Подмосковье Моя Москва В Москве не будут повышать максимальный тариф за парковку Моя Москва Дом Мельникова на Арбате ждет реставрация
Подземный путь: история появления метро в Москве. Часть II

Подземный путь: история появления метро в Москве. Часть II

13 января 2018, 16:06

Инженерный тандем

Самым известным дореволюционным проектом метрополитена стала задумка инженеров Кнорре и Балинского. Оба инженера преуспели в своем деле: Кнорре был известен в качестве автора моста через Енисей в Красноярске, который получил в Париже первую премию на Всемирной выставке, а Балинский уже предпринимал попытки по созданию метрополитена в Санкт-Петербурге. В 1902 году этот творческий тандем представил свой проект подземки московскому генерал-губернатору.

Проект встретил шквал критики со стороны московской администрации и со стороны профессионального сообщества. Балинский как главный идеолог рассматривал возможным проведение работ по масштабному переустройству Москвы. Например, предлагался вариант создания дублера Тверской улицы от Кремля до Петровского парка, а в сторону Сокольников должен был вырасти проспект, пересекающий Лубянку и Чистые пруды. В связи с масштабным строительством было предложено вырубить все Бульварное кольцо, а по его радиусу проложить транспортные тоннели, перекрытые снаружи дорожным полотном. По задумке, Центральный вокзал возникал на Красной площади, к нему по тоннелям должны были подъезжать пассажирские поезда. Трассы радиальных линий пролегали под историческими постройками: храмами, церквями, усадьбами, нарушая целостность их фундаментов, что в процессе строительства привело бы к их обрушению. Наиболее полное заключение по проекту было выдано Императорским Московским Археологическим Обществом, где были подробно описаны последствия реализации проекта Балинского и Кнорре.

Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется

Проект Мосгордумы

В 1911 году Кнорре начал разработку отдельного проекта. Параллельно была запущена работа инженеров Мосгордумы. Впоследствии их усилия объединились, возникло тесное сотрудничество. Стороны разошлись в паре моментов: дума предлагала пойти по опыту строительства парижского метро, тогда как Кнорре был приверженцем берлинского стиля. Также Кнорре предлагал реализовать идею беспересадочного сообщения, соединив некоторые диаметры друг с другом.

Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется

В 1913 году был представлен еще один проект, над которым трудилась целая группа специалистов. Их подход отличался от проекта Мосгордумы, а мысли и труды были направлены на взаимодействие с Министерством путей сообщения. Их идея объединяла существующие железнодорожные линии, а центральный вокзал располагался между Лубянской и Театральной площадями. Такой проект сильно напоминал идею Балинского и также нарушал целостность городских построек. Москвичи имели риск потерять Большой и Малый театры.

Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется

А для того чтобы окупить проект, авторы предлагали построить над центральным вокзалом высокую башню, где сдавались бы в наем помещения для разных контор – очень отдаленный аналог сегодняшних ТПУ.

Окончательное решение по проекту принято не было. Однако решением думы было озвучено, что в срочном порядке необходимо приступить к строительству метро в Москве. Начать строительство планировалось в 1915 и закончить в 1920 году. Но Первая мировая война, а затем революция, отодвинули эти планы.

Продолжение — в следующей части «Подземный путь. История появления метро в Москве».

Текст © Алексей Горячев / Москва меняется

Подпишитесь на еженедельную рассылку новостей