Моя Москва Монолитные конструкции станции «Мичуринский проспект» БКЛ готовы более чем на 80% Моя Москва Более восьми тысяч человек переселят в Щукино по реновации Моя Москва Пользователи карты "Мир" могут сэкономить на проезде в метро Моя Москва Более ста домов построено в Москве по программе реновации Моя Москва Боткинскую больницу подключили к ЕМИАС Моя Москва В Москве объявлен "жёлтый" уровень погодной опасности из-за гололедицы Моя Москва На юге Москвы в апреле достроят поликлинику на 750 посещений в смену Моя Москва Магистраль‑связку Калужского и Варшавского шоссе выполнили на 60% Моя Москва Вестибюль-лепесток будет построен на станции метро «Мамыри» Моя Москва Завершается разработка грунта котлована станции метро «Мамыри» Моя Москва Собянин выступил против установки памятника на Лубянке Моя Москва В коттеджном поселке «Березки River Village» открылась ледовая арена Моя Москва Реконструкция двух транспортных развязок на МКАД начнется к лету этого года Моя Москва В Мосрентгене построят современную школу на 1100 мест Моя Москва Авиакомпания "Победа" начнёт летать из Шереметьево с 11 мая
Подземный путь: история появления метро в Москве. Часть II

Подземный путь: история появления метро в Москве. Часть II

13 января 2018, 16:06

Инженерный тандем

Самым известным дореволюционным проектом метрополитена стала задумка инженеров Кнорре и Балинского. Оба инженера преуспели в своем деле: Кнорре был известен в качестве автора моста через Енисей в Красноярске, который получил в Париже первую премию на Всемирной выставке, а Балинский уже предпринимал попытки по созданию метрополитена в Санкт-Петербурге. В 1902 году этот творческий тандем представил свой проект подземки московскому генерал-губернатору.

Проект встретил шквал критики со стороны московской администрации и со стороны профессионального сообщества. Балинский как главный идеолог рассматривал возможным проведение работ по масштабному переустройству Москвы. Например, предлагался вариант создания дублера Тверской улицы от Кремля до Петровского парка, а в сторону Сокольников должен был вырасти проспект, пересекающий Лубянку и Чистые пруды. В связи с масштабным строительством было предложено вырубить все Бульварное кольцо, а по его радиусу проложить транспортные тоннели, перекрытые снаружи дорожным полотном. По задумке, Центральный вокзал возникал на Красной площади, к нему по тоннелям должны были подъезжать пассажирские поезда. Трассы радиальных линий пролегали под историческими постройками: храмами, церквями, усадьбами, нарушая целостность их фундаментов, что в процессе строительства привело бы к их обрушению. Наиболее полное заключение по проекту было выдано Императорским Московским Археологическим Обществом, где были подробно описаны последствия реализации проекта Балинского и Кнорре.

Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется

Проект Мосгордумы

В 1911 году Кнорре начал разработку отдельного проекта. Параллельно была запущена работа инженеров Мосгордумы. Впоследствии их усилия объединились, возникло тесное сотрудничество. Стороны разошлись в паре моментов: дума предлагала пойти по опыту строительства парижского метро, тогда как Кнорре был приверженцем берлинского стиля. Также Кнорре предлагал реализовать идею беспересадочного сообщения, соединив некоторые диаметры друг с другом.

Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется

В 1913 году был представлен еще один проект, над которым трудилась целая группа специалистов. Их подход отличался от проекта Мосгордумы, а мысли и труды были направлены на взаимодействие с Министерством путей сообщения. Их идея объединяла существующие железнодорожные линии, а центральный вокзал располагался между Лубянской и Театральной площадями. Такой проект сильно напоминал идею Балинского и также нарушал целостность городских построек. Москвичи имели риск потерять Большой и Малый театры.

Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется

А для того чтобы окупить проект, авторы предлагали построить над центральным вокзалом высокую башню, где сдавались бы в наем помещения для разных контор – очень отдаленный аналог сегодняшних ТПУ.

Окончательное решение по проекту принято не было. Однако решением думы было озвучено, что в срочном порядке необходимо приступить к строительству метро в Москве. Начать строительство планировалось в 1915 и закончить в 1920 году. Но Первая мировая война, а затем революция, отодвинули эти планы.

Продолжение — в следующей части «Подземный путь. История появления метро в Москве».

Текст © Алексей Горячев / Москва меняется

Подпишитесь на еженедельную рассылку новостей