Моя Москва До конца года в Москве планируется построить еще 43 км дорог Моя Москва В новом спорткомплексе на территории района Северное Медведково смогут тренироваться 200 человек Моя Москва В Северном Измайлово завершилось строительство дома по программе реновации Моя Москва До конца августа медики могут посетить "Третьяковку" бесплатно Моя Москва В столице около 60% пациентов с коронавирусом болеют бессимптомно Моя Москва В Москве создали единую платформу для оформления строительных госуслуг Моя Москва С 11 августа в Москве стартует новый этап проекта "Списанные книги" Моя Москва Сегодня в столице ожидается переменная облачность и кратковременные дожди Моя Москва До конца года в столице реконструируют несколько развязок Моя Москва В 2020 году в столице построено 16 объектов культуры, спорта и медицины Моя Москва С начала года на железной дороге построено и модернизировано 10 ж/д станций Моя Москва До конца года в Москве планируется построить 43 км дорог Моя Москва Сергей Собянин поздравил строителей с профессиональным праздником Моя Москва Более 500 тыс. раз воспользовались москвичи услугами в сфере строительства на портале mos.ru Моя Москва В посольстве Белоруссии в Москве проголосовали около 1,5 тыс. человек
Подземный путь: история появления метро в Москве. Часть II

Подземный путь: история появления метро в Москве. Часть II

13 января 2018, 16:06

Инженерный тандем

Самым известным дореволюционным проектом метрополитена стала задумка инженеров Кнорре и Балинского. Оба инженера преуспели в своем деле: Кнорре был известен в качестве автора моста через Енисей в Красноярске, который получил в Париже первую премию на Всемирной выставке, а Балинский уже предпринимал попытки по созданию метрополитена в Санкт-Петербурге. В 1902 году этот творческий тандем представил свой проект подземки московскому генерал-губернатору.

Проект встретил шквал критики со стороны московской администрации и со стороны профессионального сообщества. Балинский как главный идеолог рассматривал возможным проведение работ по масштабному переустройству Москвы. Например, предлагался вариант создания дублера Тверской улицы от Кремля до Петровского парка, а в сторону Сокольников должен был вырасти проспект, пересекающий Лубянку и Чистые пруды. В связи с масштабным строительством было предложено вырубить все Бульварное кольцо, а по его радиусу проложить транспортные тоннели, перекрытые снаружи дорожным полотном. По задумке, Центральный вокзал возникал на Красной площади, к нему по тоннелям должны были подъезжать пассажирские поезда. Трассы радиальных линий пролегали под историческими постройками: храмами, церквями, усадьбами, нарушая целостность их фундаментов, что в процессе строительства привело бы к их обрушению. Наиболее полное заключение по проекту было выдано Императорским Московским Археологическим Обществом, где были подробно описаны последствия реализации проекта Балинского и Кнорре.

Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется

Проект Мосгордумы

В 1911 году Кнорре начал разработку отдельного проекта. Параллельно была запущена работа инженеров Мосгордумы. Впоследствии их усилия объединились, возникло тесное сотрудничество. Стороны разошлись в паре моментов: дума предлагала пойти по опыту строительства парижского метро, тогда как Кнорре был приверженцем берлинского стиля. Также Кнорре предлагал реализовать идею беспересадочного сообщения, соединив некоторые диаметры друг с другом.

Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется

В 1913 году был представлен еще один проект, над которым трудилась целая группа специалистов. Их подход отличался от проекта Мосгордумы, а мысли и труды были направлены на взаимодействие с Министерством путей сообщения. Их идея объединяла существующие железнодорожные линии, а центральный вокзал располагался между Лубянской и Театральной площадями. Такой проект сильно напоминал идею Балинского и также нарушал целостность городских построек. Москвичи имели риск потерять Большой и Малый театры.

Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется

А для того чтобы окупить проект, авторы предлагали построить над центральным вокзалом высокую башню, где сдавались бы в наем помещения для разных контор – очень отдаленный аналог сегодняшних ТПУ.

Окончательное решение по проекту принято не было. Однако решением думы было озвучено, что в срочном порядке необходимо приступить к строительству метро в Москве. Начать строительство планировалось в 1915 и закончить в 1920 году. Но Первая мировая война, а затем революция, отодвинули эти планы.

Продолжение — в следующей части «Подземный путь. История появления метро в Москве».

Текст © Алексей Горячев / Москва меняется

Подпишитесь на еженедельную рассылку новостей