Моя Москва Пассажиры забыли в наземном транспорте более 2,5 тысяч вещей Моя Москва В столице стартовал краудсорсинг-проект «Московские центральные диаметры» Моя Москва Андрей Бочкарев назначен на должность главы стройкомплекса Москвы Моя Москва Столица закупит новые электробусы Моя Москва Фирсановский мост через реку Сходню ожидает реконструкция Моя Москва Реконструкцию Внуковского шоссе планируют завершить до конца 2020 года Моя Москва Весной в Москве высадят более 108 тысяч кустарников Моя Москва К концу года пассажиров мосметро будут перевозить 255 поездов «Москва» Моя Москва Москвичи сдали на переработку более 22 тысяч ёлок Моя Москва В столице побит температурный рекорд Моя Москва В столице продлён "жёлтый" уровень погодной опасности Моя Москва Новая вылетная магистраль улучшит дорожную ситуацию на западе Москвы Моя Москва Новая платная трасса соединит несколько районов Москвы и Подмосковье Моя Москва В Москве не будут повышать максимальный тариф за парковку Моя Москва Дом Мельникова на Арбате ждет реставрация
Подземный путь: история появления метро в Москве. Часть III

Подземный путь: история появления метро в Москве. Часть III

16 января 2018, 15:16

Сотрудничество с Европой

К теме строительства подземного транспорта в Москве вернулись в 1918 году. В 1922 году инженер Московского коммунального хозяйства (МКХ) представил проект метро для социалистического города. Проект был не связан с линиями МПС и этим выделялся из всех ранее предложенных проектов: шесть диаметров от центра до пригородов Москвы, две кольцевые линии и два полукольца. Параллельно, как это было заведено, рассматривалось предложение инженера Поливанова. Он видел в московском метро десять линий, работающих по принципу «один маршрут – одна линия». Оба проекта проекты были интересны, однако Моссовет впервые решил обратиться к международным специалистам. Первыми на предложение откликнулись немецкие концерны Siemens и AEG. Второй, впрочем, уже работал над идеей постройки московского метро в совместном проекте Мосгордумы и Кнорре в 1911 году.

Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется

Москва приняла решение о начале сотрудничества с концерном Siemens. В составе треста МКХ был образован отдел по проектированию метро. Начался активный процесс заимствования опыта строительства метро у немецкой стороны, параллельно велось составление планов дальнейшего сотрудничества. В 1924 году был представлен проект Московской Городской Железной Дороги (МГЖД). В этом проекте можно увидеть три линии московского метро, первая из которых будет запущена уже в 1935 году, но немцы (официально) к ней отношения не имеют.

Кризис идеи

На дальнейшее сотрудничество с немецкой стороной по проектированию и строительству нового общественного транспорта Моссовет запросил 111 млн рублей. Наркомфин ответил отказом, посчитав эту цифру астрономической. Моссовет пытался оптимизировать проект, обращался даже за помощью к Siemens, но немцы, очевидно, успели пообщаться с коллегами из AEG, которые рассказали, что за проект 1912 года им не доплатили 7 млн фунтов. В итоге инициатива по улучшению транспортной ситуации в Москве закончилась покупкой 300 автобусов и 200 такси.

Однако, такая масштабная работа послужила толчком к образованию в структуре МГЖД постоянного отдела по проектированию метрополитена. За два года отдел провел ряд необходимых геологических и гидрологических изысканий. В итоге на основе русско-немецкого проекта 1924 года был подготовлен технический проект первой очереди от Сокольников до Охотного ряда. Но на строительство метро у Моссовета по-прежнему не было средств.

Фото ©  fotki.yandex.ru

В марте 1926 года Москва возобновляет переговоры с немецким Siemens, которые приводят к заказу технического проекта линии от Охотного Ряда до Каланчевской площади, с потенциальным продолжением развития сети. Итоговый проект, представленный немецкими инженерами, имел в составе 86 станций и 17 пересадок. По заявленному количеству станций и общей протяженности путей он совпадал с проектом 1931 года, который был принят к строительству.

К 1928 году споры вокруг необходимости метро в Москве достигли наивысшего накала. О транспортной проблеме и путях ее решения писали все городские газеты и журналы. Моссовет понимал: чтобы проект был реализован, его необходимо включить в первую пятилетку. Но в очередной раз идея провалилась. После провала в МГЖД пытались финансировать проектирование и строительство займами, однако в 1928 году весь проектный отдел был арестован.

Начало эпохи

Спустя два года, в 1930-м, к решению проблемы вернулись снова. Некоторых проектировщиков реабилитировали, вернув в структуру МГЖД. Предыдущий проект был раскритикован и подлежал немедленному изменению: идеология строительства московского метро не могла опираться на проект «народных вредителей и казнокрадов».

В 1930 году было проведено масштабное анкетирование, каким архитекторы видят будущее скоростного транспорта Москвы. Ответы позволили актуализировать проект и внести необходимые корректировки.

Фото ©  fotki.yandex.ru

В марте 1931 года, на очередном съезде партии, на проект строительства подземного общественного транспорта обратило внимание высшее руководство СССР, которое постановило: «поручить Моссовету образовать комиссию для рассмотрения всех существующих проектов различных средств сообщения и разработать проект метрополитена. Срок: 3 месяца». Стоит ли говорить, что итоговый проект был готов к сроку?.. Так началась эпоха метро в Москве.

Текст © Алексей Горячев / Москва меняется

Подпишитесь на еженедельную рассылку новостей