Моя Москва В ЖК «Нормандия» жители вместе с застройщиком озеленяют двор Моя Москва На следующей неделе воздух в Москве прогреется до +30 градусов Моя Москва На Киевском направлении МЖД появится современный городской вокзал Моя Москва Монолитные конструкции центров самбо и бокса в Лужниках готовы на 85% Моя Москва Улицу Верхние Поля расширят в рамках строительства Южной рокады Моя Москва В столице ожидается облачная погода и до 22 градусов тепла Моя Москва Вакцинация от COVID-19 будет доступна во всех парковых павильонах «Здоровая Москва» Моя Москва Москва планирует ускорить ввод медицинских и транспортных объектов Моя Москва Готовы фундаменты восьми опор будущего моста через затон Новинки Моя Москва В столице начались плановые отключения горячей воды Моя Москва Строительство метро до аэропорта «Внуково» планируется завершить в 2023 году Моя Москва Завершается второй этап строительства электродепо «Нижегородское» Моя Москва Развязку на пересечении МКАД с Липецкой улицей реконструируют до конца 2023 года Куда пойти В Москве открылась самая высокая выставка о Победе Моя Москва Пройден участок двухпутного тоннеля БКЛ под станцией «салатовой» ветки метро
Подземный путь: история появления метро в Москве. Часть III

Подземный путь: история появления метро в Москве. Часть III

16 января 2018, 15:16

Сотрудничество с Европой

К теме строительства подземного транспорта в Москве вернулись в 1918 году. В 1922 году инженер Московского коммунального хозяйства (МКХ) представил проект метро для социалистического города. Проект был не связан с линиями МПС и этим выделялся из всех ранее предложенных проектов: шесть диаметров от центра до пригородов Москвы, две кольцевые линии и два полукольца. Параллельно, как это было заведено, рассматривалось предложение инженера Поливанова. Он видел в московском метро десять линий, работающих по принципу «один маршрут – одна линия». Оба проекта проекты были интересны, однако Моссовет впервые решил обратиться к международным специалистам. Первыми на предложение откликнулись немецкие концерны Siemens и AEG. Второй, впрочем, уже работал над идеей постройки московского метро в совместном проекте Мосгордумы и Кнорре в 1911 году.

Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется

Москва приняла решение о начале сотрудничества с концерном Siemens. В составе треста МКХ был образован отдел по проектированию метро. Начался активный процесс заимствования опыта строительства метро у немецкой стороны, параллельно велось составление планов дальнейшего сотрудничества. В 1924 году был представлен проект Московской Городской Железной Дороги (МГЖД). В этом проекте можно увидеть три линии московского метро, первая из которых будет запущена уже в 1935 году, но немцы (официально) к ней отношения не имеют.

Кризис идеи

На дальнейшее сотрудничество с немецкой стороной по проектированию и строительству нового общественного транспорта Моссовет запросил 111 млн рублей. Наркомфин ответил отказом, посчитав эту цифру астрономической. Моссовет пытался оптимизировать проект, обращался даже за помощью к Siemens, но немцы, очевидно, успели пообщаться с коллегами из AEG, которые рассказали, что за проект 1912 года им не доплатили 7 млн фунтов. В итоге инициатива по улучшению транспортной ситуации в Москве закончилась покупкой 300 автобусов и 200 такси.

Однако, такая масштабная работа послужила толчком к образованию в структуре МГЖД постоянного отдела по проектированию метрополитена. За два года отдел провел ряд необходимых геологических и гидрологических изысканий. В итоге на основе русско-немецкого проекта 1924 года был подготовлен технический проект первой очереди от Сокольников до Охотного ряда. Но на строительство метро у Моссовета по-прежнему не было средств.

Фото ©  fotki.yandex.ru

В марте 1926 года Москва возобновляет переговоры с немецким Siemens, которые приводят к заказу технического проекта линии от Охотного Ряда до Каланчевской площади, с потенциальным продолжением развития сети. Итоговый проект, представленный немецкими инженерами, имел в составе 86 станций и 17 пересадок. По заявленному количеству станций и общей протяженности путей он совпадал с проектом 1931 года, который был принят к строительству.

К 1928 году споры вокруг необходимости метро в Москве достигли наивысшего накала. О транспортной проблеме и путях ее решения писали все городские газеты и журналы. Моссовет понимал: чтобы проект был реализован, его необходимо включить в первую пятилетку. Но в очередной раз идея провалилась. После провала в МГЖД пытались финансировать проектирование и строительство займами, однако в 1928 году весь проектный отдел был арестован.

Начало эпохи

Спустя два года, в 1930-м, к решению проблемы вернулись снова. Некоторых проектировщиков реабилитировали, вернув в структуру МГЖД. Предыдущий проект был раскритикован и подлежал немедленному изменению: идеология строительства московского метро не могла опираться на проект «народных вредителей и казнокрадов».

В 1930 году было проведено масштабное анкетирование, каким архитекторы видят будущее скоростного транспорта Москвы. Ответы позволили актуализировать проект и внести необходимые корректировки.

Фото ©  fotki.yandex.ru

В марте 1931 года, на очередном съезде партии, на проект строительства подземного общественного транспорта обратило внимание высшее руководство СССР, которое постановило: «поручить Моссовету образовать комиссию для рассмотрения всех существующих проектов различных средств сообщения и разработать проект метрополитена. Срок: 3 месяца». Стоит ли говорить, что итоговый проект был готов к сроку?.. Так началась эпоха метро в Москве.

Текст © Алексей Горячев / Москва меняется

Подпишитесь на еженедельную рассылку новостей