История моды Москвы: «Мюр и Мерилиз»

«Мюр и Мерилиз», а это прежнее название ЦУМа, всегда привлекал к себе внимание публики самого разного социального положения.  Еще сам Лев Николаевич Толстой заметил, что если дама подъезжала к магазину на паре, то швейцар подбегал, отстегивал полость и  помогал даме вылезти, а если дама приезжала на извозчике, то он не обращал на нее никакого внимания.

Салон женской одежды Chloe в ЦУМе

Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется

История магазина берет свое начало в ХIX веке, когда шотландцы Эндрю Мор и Арчибальд Мерилиз стали торговать женскими шляпками в удивительном здании, расположенном на углу Петровки и Театральной площади. Здание было трехэтажным и поражало своими необычными зеркальными стеклами.  Вскоре этого помещения торговцам оказалось мало, они решили расширить ассортимент и организовать большой розничный магазин. Магазин стал действительно самым большим в России и больше такого обилия товаров не было нигде.

Отличительной особенностью универмага стал каталог товаров, который выпускали четыре раза в год и бесплатно отправляли всем желающим и твердые фиксированные цены. По каталогу можно было заказать любые товары и расходы по доставке магазин брал на себя. Посетители магазина были в восторге. Мужчины ценили безукоризненную вежливость продавцов, женщин подкупали разнообразие платьев и сравнительно дешевые цены, а также специальная темная комната, где можно было увидеть как будет смотреться платье в вечернем свете. Для детей, которых родители брали с собой, поход в этот магазин был праздником, а сам магазин – волшебным миром, где были собраны восхитительные игрушки.

Интерьер ЦУМа

Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется

В декабре 1891 года здание пострадало от пожара, а в 1900 году, когда снова разразился сильный пожар сгорело полностью. Место, где располагался «Мюр и Мерилиз» не должно было пустовать и вскоре было решено построить новое здание.

Эту задачу поручили архитектору Клейну, который представил необычное для Москвы здание, очень выделявшееся на фоне остальной архитектуры. Каркас нового магазина был железным, внутреннее убранство поражало прежде всего двумя лифтами и электрическим освещением, а само здание было стилизовано под английскую готику. Здание было готово в августе 1908 года , а уже к 1913 году магазин насчитывал 80 отделов, Товарооборот и прибыль были соответствующими.

 

Здание ЦУМа

Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется

После революции магазин национализировали и в марте 1922, основными покупателями стали рабочие, а в магазине стала производиться торговля по карточкам. Привычное нам название ЦУМ магазин получил в 1933 году, и был одним из звеньев торговой цепи ЦУМ, ГУМ и Детский мир – самых посещаемых магазинов.

Во время войны в помещениях на верхних этажах располагались казармы, а на нижних этажах обеспечивалось снабжение рабочих по карточной системе.

Вход в ЦУМ

Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется

После войны, в 1955 году, ЦУМ стал первым из советских магазинов, который предложил продажу товаров с открытой выкладкой и позволял покупателям самим выбирать товар и оплачивать его в кассе. В 1974 -1978 гг. к северному фасаду пристроили новое помещение, поскольку площади магазина не хватало.

Новое здание, с отделкой в стиле модерн, было построено в 2007г. Нынешний ЦУМ отличается от магазина «Мюр и Мерилиз» тем, что в отличие от английских владельцев, которые ориентировались в основном на средний класс, сейчас ассортимент ЦУМа привлекателен в большей степени для высшего класса.

 

Самая дорогая вещь, которую мне довелось увидеть в ЦУМе – платье стоимостью 400000 рублей, а самая дешевая – брелок за 5000 рублей. Несмотря на такую ценовую политику, ЦУМ, будучи исторический памятник, как и прежде остается одним из самых привлекательных универмагов не только для россиян, но и для гостей столицы.

Текст © Дарья Миллер / Москва меняется