16+
Как было написано в Откровении апостола Иоанна Богослова: «О, если бы ты был холоден или горяч. Но как ты тёпл…» Дальше пока цитировать не будем.
Вот таким же оказался новый фильм режиссёра Тины Баркалаи «Сказки Гофмана». Простая история была будто бы написана небесталанной студенткой курсов литературного мастерства: неухоженная и очень робкая, забитая жизнью и людьми Екатерина Вилкова (Надя с говорящей фамилией Страхова) живет в Москве с монструозно бессмысленным мужем, работает в библиотеке и гардеробщицей в театре. Всё плохо, но Надя такая блаженная, что любит всех: и работу, и начальство, и мужа, и сказки Гофмана. Об этом нам сообщает закадровый голос Алексея Гуськова.
И вдруг в жизни Нади появляется «Питер FM»… простите, Евгений Цыганов с циничным именем Гарик и приглашает героиню сниматься в рекламе. Сама-то она не очень подходит для съёмок, но вот её руки просто находка для режиссёра. И Надя в лице своих рук — это мой намеренный мовизм — становится звездой рекламного жанра.
Появляются деньги, которые, впрочем, отбирает нищий духом муж, появляются интересные знакомства, смысл жизни. Героиня даже целуется с Гариком-Цыгановым, но дальше эта романтическая линия не взлетает. В это же время муж Надежды изменяет ей со среднеазиатской уборщицей. Кстати роль уборщицы — серьёзный успех актрисы Наргис Абдуллаевой: она совмещает характер с драмой, это редкий дар.
Закончиться всё должно плохо: муж в припадке инфантильного гнева выливает на руки героини кипяток. Конец карьеры, мечты, жизни. Но Надя находит себя в театре теней. Там же не видно, что руки обожжённые, а в зале сидят дети, которым очень нравится спектакль «Щелкунчик». В девочке с заклеенным глазом Надя узнаёт себя и прозревает окончательно.
Как может показаться из моего вольного рассказа, фильм этот я оцениваю как весьма посредственный. Но я бы хотел уточнить, что посредственность эта носит характер, скорее, положительный. Фильм хорошо срежиссирован, добротно снят, эпизоды придуманы вполне остроумно и точно. Есть сцены, где видна очень достойная работа художника, актёрский состав, опять же, выдающийся. Да, образы несколько шаблонные: если женщина обижена жизнью, то она обязательно почему-то должна носить нелепый головной убор и бабушкины очки, если муж — идиот, то он должен смотреть футбол и лежать на диване, если герой — роковой красавец, то непременно Евгений Цыганов. Что поделать? Зато так понятнее.
И тем не менее это хорошее кино — такая спокойная европейская мелодрама с уклоном в русский фатализм. Если закрыть глаза и представить себе, что это фильм французский или испанский, то получается просто замечательное фестивальное кино. Кино о людях, об узнаваемых ситуациях, конфликтах, типажах, кино с повседневной фактурой и с изображением стандартных страхов. Кино, в общем, столь же сказочное, сколь и психотерапевтическое. Не блокбастер, не скандал, не артхаус, не политическое высказывание. Но и не пошлая комедийная поделка в духе телевизионных скетчей. Это просто нормальное кино на вечер. То есть то кино, которого часто не хватает. Не холодное и не горячее. Тёплое. И да, я помню, что там дальше в Откровении Иоанна Богослова. Но пока остановимся на слове «тепло».
Автор: Дмитрий Самойлов
Обложка: © Пан-Атлантик Студио