Как пел незабвенный классик сибирского рока Вадим Кузьмин (Чёрный Лукич): «Кто жил на первых и последних этажах…».
На последних этажах лично мне как-то некомфортно. Вместе с детьми появился и страх высоты. Предпочитаю этажи с третьего по четвертый. Их традиционно называют «еврейскими», в соответствии с ошибочным бытовым мнением — евреям в Советском союзе доставалось самое лучшее. Третий-четвертый — это не низко и не высоко. Если течет крыша — это не твоя проблема, до квартиры можно добраться, даже если лифт сломался, да и балкон, скорее всего, обеспечен, в отличие от первого-второго этажей.
Но сейчас поговорим о первых этажах. Первые этажи в современной московской застройке стали отдельным явлением городской действительности. Обратите внимание на первые этажи в домах, построенных по программе реновации, или в новых жилых комплексах. Еще дом не весь построен, еще мелькают каски рабочих где-то на верхотуре, еще не разобран башенный кран, а на первом этаже уже открыты пункты выдачи заказов всех мыслимых маркетплейсов, дешевый супермаркет, магазин продуктов здорового питания и непременный магазин с алкоголем.
Хорошо ли это? Правильно ли?
Можно, конечно, сказать, что коммерческие площади на первых этажах уменьшают площадь полезную — жилую. Но мы же видим, что жилья в Москве ежегодно строится столько, что, кажется, точно хватит на всех.
Можно пожаловаться на то, что люмпенизированные граждане употребляют алкоголь, купленный в соответствующем магазине на первом этаже. Но эта проблема в последние годы становится всё менее заметной — культура потребления растет.
В остальном же от такой инфраструктуры населению одна выгода. Покупка всего — от фломастеров до автомобильных покрышек — на маркетплейсах давно стала повседневной привычкой жителей большого города. Как шутят в тематических женских телеграм-каналах: муж — это тот человек, который по дороге с работы забирает для тебя заказик.
Вот мы и перешли к уменьшительным суффиксам. А они очень важны для первых этажей, потому что на первых этажах обычно находятся бесчисленные «ноготочки», «реснички» и «бровки». Это небольшие, иногда и вообще индивидуальные, салоны красоты шаговой доступности, которые за последние несколько лет изменили облик города — все женщины если не стали красивыми, то, по крайней мере, ухоженными. Встретить в Москве даму любого возраста без маникюра почти невозможно.
Если, скажем, работать удаленно, что многие и делают сейчас, то можно неделями не покидать не только свой район, но и пределы жилого комплекса, если кому повезло в таковом жить. Забрал доставку, накрутил усы в барбершопе, купил просекко, да еще и кофе попил. Вот и день прошел.
А обратная сторона этого комфорта выглядит как экономический рост. То есть, опять же, вполне благостно. Посчитайте коммерческие организации, которые вы видите из окна, и помножьте их на количество сотрудников, там работающих. Даже в пункте выдачи их минимум два работают посменно, в парикмахерской от четырех и больше, в супермаркете — десять. Все при деле, у всех зарплата, которую тут же можно и потратить.
Иногда создается впечатление, что город — это постоянно расширяющаяся вселенная, которая развивается, руководствуясь собственными естественными законами, исходя из объективно растущих потребностей. Такая примета времени. Пусть непростого, но точно не плохого и определенно интересного.
Автор: Дмитрий Самойлов
Обложка: © Briana Tozour / Unsplash