Мнимые страдания: политические изгнанники и их душераздирающие речи

Каждый, кому приходится внимательно следить за нынешними событиями, весь этот год словно бы живет в потоке либеральной агитации, да и просто бесконечного речевого самовыражения, производимого бывшей нашей интеллигенцией, бежавшей из России в знак протеста против нас. Этот словесный поток настолько мощный, что в восприятии почти любого культурного человека он сразу и насовсем перекрывает государственную информацию, поскольку телевизор культурный человек, как известно, не смотрит, а в социальных сетях беглая интеллигенция шумна и сильна.

Эта эмоциональная, почти митинговая речь состоит из нескольких смысловых отделов — и, подобно Винни-Пуху, у которого, как мы помним, были свои пыхтелки, кричалки и т.п., интеллигенция тоже различает свои любимые темы интонационно.

Главный сюжет: умиленное воспевание Украины и всего украинского. Прогрессивная публика нескончаемо объясняется в любви к Зеленскому, к воинству «соборной державы», к тамошним националистам и активистам, да и просто к любым местным жителям (за вычетом, конечно же, тех, кто симпатизирует России — они буквально вычеркнуты из людей). В этих любовных признаниях особо обговаривается, что Украина, мол, сейчас «имеет право на все», и эмигранты буквально соревнуются в том, кто проявит наибольший мазохизм и покорность по отношению к представителям той стороны.

Следующая, близкая к первой тема — пафосные славословия в адрес так называемых «свободных народов», то есть угрюмых и злобных восточноевропейских провинциалов, ценимых только и буквально за то, что те ненавидят Россию. Казалось бы, в мире есть много прекрасных стран, куда можно уехать, в которые можно влюбиться — хоть Аргентина, хоть Португалия, хоть Индия или Греция, но нет, современного интеллигента с модными взглядами приводят в священный трепет только Прибалтика с Польшей и им подобные географические недоразумения. Ведь они — сносят наши военные памятники, держат часть местных русских в статусе «неграждан» и требуют как можно больше вооружать Киев и наказывать Москву. Этим они и хороши.

Другая история — задумчивое, драматическое, с надрывом в голосе, разоблачение военных действий. Если послушать какого-нибудь тбилисского, рижского или тель-авивского эвакуанта, бывшего московского журналиста, политолога или литературоведа, то можно подумать, что имеешь дело с истинным последователем Льва Толстого. Полное отвержение всякого насилия, отвращение к оружию и людям в военной форме, отрицание государства и его интересов, постоянные призывы к миру, любви, гуманизму. Но что-то в этих терзающих душу проповедях не так. Впрочем, об этом чуть позже.

Или — еще один жанр выступлений. Критика остающихся в России – и особенно тех, кто поддерживает собственную страну (или хотя бы тех, кого подозревают в этом ужасном пороке из-за того, что они хранят молчание). Вот тут уж никто не жалеет самых плохих слов: оболваненные, зомбированные, рабские, заслуживающих всех на свете наказаний людишки неизменно обсуждаются как преступники, которым обещаны международные трибуналы и века непрерывного покаяния перед всем цивилизованным человечеством за свое агрессивное поведение.

И все-таки есть в этой риторике, то восхищенной — ах, эти прекрасные эстонцы! ах, эти великие украинцы! — то, наоборот, возмущенной — кошмар, одичание, бездна, гитлер-гитлер! — какой-то системный сбой, одна и та же, не очень заметная, но постоянная ложь. И особенно явной эта ложь становится, когда любое из таких душераздирающих выступлений про неправильную Россию и ее прекрасных врагов начинают комментировать, собственно, сами эти враги. Тут-то и обнаруживается нечто на первый взгляд неожиданное. Вместо аплодисментов, ну или хоть сдержанного одобрения – наши враги проклинают своих добровольных помощников, презирают их и плюют в них, приходя к ним в соцсети огромными гневными толпами. И если задуматься — что им не нравится? почему они так реагируют на комплименты, на выражения вроде бы собачьей преданности? — то складывается подлинная картина мира беглого интеллигента.

Дело в том, что единственным настоящим предметом обожания для обсуждаемой публики является западный мир. Не Украина, не Грузия и не Прибалтика, и не воображаемые баррикады в России, где следует обретать свободу, нет, только мир Нетфликса и Анджелины Джоли, Эппла и Гугла, миланской моды и лондонской недвижимости, альпийских гор и берлинских галерей, а заодно и всех тех бюрократических «еврокомиссий», что к этому миру прилагаются. Наша специфическая интеллигенция хочет служить послом Запада, жрецом Запада, получателем благ Запада, посредником между Западом и разной «вечной тьмой отсталости», она хочет поддерживать вальяжный и высокомерный образ жизни и образ мысли, подражающий глобальным столицам — и ничто другое ее, в сущности, не волнует. Вот и сейчас, когда происходят тяжелые и тревожные события, эти люди, отказавшись от России и бросив ее, вовсе не стали садиться в украинский окоп с винтовкой. Напротив, они отправились на израильские и тель-авивские пляжи, в тбилисские рестораны и на прибалтийские узкие улочки среди черепичных крыш, то есть туда, где у них в распоряжении будет достаточно «Запада» как стиля умственного и материального потребления, но по сниженным, в отличие от Лондона и Милана, ценам, — и стали оттуда, в комфорте и благополучии, поднимать бокалы за Украину, томно рассказывая о своих страданиях в борьбе за общее дело.

Разумеется, у противника такая солидарность вызывает только брезгливое ожесточение. Ему такие друзья — насквозь фальшивые, кочующие по курортам и гуманитарным конференциям, — не нужны. Их равнодушие к тем самым вопросам, о которых они как будто бы волнуются, таково, что если бы завтра Америка выписала бы России официальное разрешение на возвращение себе всей Украины, они бы и бровью не повели, ну ведь прислали же бумажку из Вашингтона, не так ли? — так, значит, и дело с концом. И то же самое с пацифизмом: стреляли бы русские в сторону тех, чье поражение одобрил бы Запад, и тут же весь толстовский энтузиазм сменился бы патриотической гордостью. И это безразличие, это лицемерие ощущается всеми, по обе стороны фронта.

Хоть бы они уже не вернулись сюда. Страдали бы долго и тщательно, шумно и театрально.

Но только не здесь и не с нами.

Автор: Дмитрий Ольшанский

Обложка: © Кукрыниксы / Labirint.ru

Этот и другие материалы читайте в газете «Московская перспектива»