Аньес Лабро (15-летняя француженка Патриция Гоцци) живет с отцом Фредериком (американец Мелвин Дуглас), вышедшим в отставку судьей, и служанкой Карен (шведка Гуннель Линдлум из фильмов Ингмара Бергмана) на ферме в Бретани. Она уже вполне сформировавшаяся девушка, но по-прежнему играет в куклы и пребывает в мире фантазий. Более того, любой внешний раздражитель может довести ее до панической атаки или истерического припадка — как, например, свадьба старшей сестры, где ее пытались насильно заставить танцевать. Или отказ отца отдать свой старый, побитый молью костюм для садового пугала (впрочем, сердце старика оказывается не таким уж каменным, и он идет дочке навстречу).
Жизнь Аньес меняется, когда на пороге дома во время грозы появляется раненый беглый преступник Жозеф (молодой Дин Стокуэлл из «Синего бархата» и «Дюны»), случайно убивший жандарма при побеге прямо на глазах у Фредерика. Девушка уверена, что это ее ожившее пугало — ведь Жозеф переоделся в тот самый отцовский костюм. Старик обрабатывает его рану и разрешает ему пожить пока у них тайком от полиции. Страсти накаляются, когда Жозеф становится объектом внимания не только Аньес, но и аппетитной Карен.
«Восторг» (1965), ранняя картина будущего режиссера «Кинг-Конга», британского француза Джона Гиллермина по роману Филлис Хастингс, умещает в себе многое — тут и история взросления и девичьей влюбленности, и криминальная мелодрама, и сельская готика. И даже психологический хоррор, особенно когда Жозеф и Аньес переезжают в город (там за ощущение паники и дезориентации отвечает филигранная операторская работа Марселя Гриньона, снимавшего фильмы про Фантомаса и жандарма Крюшо). Главное, что всем этим жанрам нисколько не тесно в одной оболочке.
Англичане уже обращались к теме девочки, подружившейся с беглым убийцей. Ровно про это была замечательная драма «Тигровая бухта» Дж. Ли Томпсона (1959), но у Гиллермина к дружбе примешивается еще и романтическая линия. И тут надо отдать должное не только режиссеру, но и Стокуэллу — его герой, влюбившийся в несовершеннолетнюю и забравший ее от отца, не выглядит хищником или первертом. Сейчас, конечно, от общественного осуждения его бы не спасли ни нежные взгляды, ни невинные пробежки с девушкой вдоль линии прибоя. Отдельного упоминания стоит и Мелвин Дуглас, играющий поначалу вроде бы тирана и брюзгу. Тем интересней реакция отца на неожиданный роман — он уже потерял в свое время бросившую его жену и не готов к еще одной утрате, но все же, скрепя сердце, отпускает Аньес. Ну а Патриция Гоцци, после этой роли особенно нигде не отметившаяся, достойна восхищения за то, что умудряется вызывать симпатию к своей в принципе довольно раздражающей героине.
Конечно, название куда лучше и точнее по смыслу было бы перевести как «Экстаз» — состояния Аньес намного больше граничат с религиозным исступлением, чем с банальной радостью. И пусть Жозеф прямо у ворот психиатрической лечебницы убеждает ее, что она нормальна — очевидно, что перепады настроения девушки объясняются не просто подростковой чувствительностью. Тем сильнее эффект от её неожиданно обретенного спокойствия в финале, когда она вновь остается одна с отцом. Жизнь на ферме продолжится, только теперь уже, очевидно, без кукол.
Автор: Дмитрий Карпюк
Обложка: © Panoramic Productions