Что смотреть: «Великая ирония» Вуди Аллена

16+

Молодая и красивая Фанни (Лу де Лааж) замужем за состоятельным и любящим ее Жаном Фурнье (замечательная роль Мельвиля Пупо), и вроде бы у них всё хорошо, но порой ей откровенно скучно и с ним, и с его богатыми друзьями. Однажды по пути на работу она встречает на парижской улице бывшего однокашника из лицея в Нью-Йорке, писателя Алена (Нильс Шнайдер). Разговорившись, они уславливаются как-нибудь пересечься в обеденное время. Повторная встреча в парке ведет к еще одной, и вскоре в скромной богемной квартире литератора у Алена и Фанни разгорается страстный роман. Ревнивый и проницательный Жан, начав что-то подозревать, обращается в детективное агентство. Недооценивать обманутого мужа не стоит — как говорят вполголоса на светских раутах, его бывший деловой партнер исчез, оставив ему весь бизнес, а затем был найден мертвым. Совпадение?..

Как только на черном экране появляются титры, набранные характерным шрифтом Windsor, и звучит ненавязчивый джаз, сразу понимаешь, что в ближайшие полтора часа окажешься в гостях у Вуди Аллена, где скорее всего следует ожидать интеллигентные пикировки, немного адюльтера и красиво снятые города. Ну и пусть всё это уже давно и много раз видено — ощущение уюта всё равно накрывает с головой. 87-летний режиссер по-прежнему отличается потрясающей трудоспособностью и выпускает с завидной периодичностью фильмы «про отношения», изредка отвлекаясь на детективы с узнаваемыми нотками Достоевского. Выходящая в прокат «Великая ирония», юбилейный пятидесятый фильм режиссера — как раз из числа вторых, на одной полке с «Преступлениями и проступками», «Матч-пойнтом», «Мечтой Кассандры», «Сенсацией» и «Иррациональным человеком».

Впрочем, от более серьезных драматичных картин Аллена, где фигурируют трупы и моральные дилеммы, «Великая ирония» отличается куда большей игривостью. Это именно что «ироничный детектив», не как, боже упаси, книги Дарьи Донцовой, а как прямой наследник комедии «Загадочное убийство на Манхэттене». Там целеустремленная Дайан Китон уговаривала невротичного супруга Вуди Аллена самим провести расследование смерти соседки. Здесь же в роли такой любопытной дамы с острым умом выступает Валери Лемерсье, сыгравшая мать Фанни. Именно благодаря ее дотошности забуксовавший сюжет вновь сдвигается с мертвой точки, а внешне чрезвычайно благообразному Жану Фурнье придется поволноваться. Зрителю же волноваться не придется — одновременно чуть циничная и добродушная ирония Аллена просто этого не позволит.

Зато можно будет насладиться не только привычной логореей симпатичных актеров, но и чудесной мелодией Сantaloupe Island джазового трубача Нэта Эддерли, и осенью в Париже и его окрестностях, и великолепно подсвеченными кадрами оператора Витторио Стораро, работавшего с Алленом, Бернардо Бертолуччи и Фрэнсисом Фордом Копполой. И пусть, как признается сам Аллен, он не создал по-настоящему великого кино — всё равно ни у кого не получится подделать его интонации и настроение. Как говорится, автор, снимай еще.

Автор: Дмитрий Карпюк

Обложка: © Gravier Productions