Учительница Елена Барди (красавица Дженнифер О’Нил) приезжает преподавать в маленький сицилийский городок недалеко от Палермо. Скользкий тип, который начал к ней подкатывать еще в автобусе, продолжил свои попытки на городской площади. Ночью его находят мертвым посреди города — тело восседает в кресле, а изо рта торчит цветок. Полиция, вызвав Барди на допрос, объясняет ей, что это знак — кто-то отомстил наглецу за оскорбление прекрасной дамы. После этой смерти отношение к женщине кардинально меняется — директор школы рассыпается в любезностях, а все мужчины при встрече встают и снимают шляпы. Также у Елены появляются друг и любовник — сдающий ей бесплатно квартиру аристократ, уважаемый сеньор Антонио Беллокампо (Джеймс Мейсон) и коллега-учитель Микеле Белкоре по прозвищу Философ (Франко Неро) соответственно. После того, как на учительницу совершают нападение два мотоциклиста, которых наутро тоже находят мертвыми на площади, привязанными к мотоциклу и продырявленными пулями, ее акции вырастают еще больше. Теперь на уроки Елены Барди приходит вся ребятня города, а она вполне может встретиться с мэром города и попросить дотацию для неимущей многодетной семьи. А там уж и потребовать от депутата вступления в силу законопроекта, который лежит на полке долгие семь лет.
«Уважаемые люди» (1975) выходили в советский прокат, как и несколько похожий на них «День совы» Дамиано Дамиани (у нас он назывался «Сова появляется днем»). В обоих действие происходит на Сицилии, главные роли играет Франко Неро, в СССР озвученный Анатолием Кузнецовым, а мафия и коррупция оказываются сильнее правосудия. Однако на этом их сходство заканчивается. Мастер комедии Луиджи Дзампа взялся за неожиданный для него жанр политического детектива, да еще и с сильной женщиной у руля. Неро, обычно выступающий в мачо-амплуа, здесь проявляет себя как потерявшая запал, во всем разуверившаяся личность, и, несмотря на пару постельных сцен, естественно, избежавших советского проката, и ревнивого разгрома цветов в комнате любовницы, оказывается далеко не орлом. Зато Дженнифер О’Нил, игравшая у Висконти («Невинный»), Фульчи («Семь нот в темноте») и Кроненберга («Сканнеры»), не только рассказывает детям на греческих руинах про Эсхила и Демосфена, но дерзит полиции, проклинает жителей городка за трусость и проверяет Философа на вшивость предложением заняться сексом в церкви. Очевидно, не зря ее героиню отправляют из школы в школу за сложности в общении с руководством, и, надо сказать, даже в переозвучке она смотрится убедительно.
Сильный женский образ, точно и тонко сыгранный актрисой, создали сценаристы Леонардо Бенвенути и Пьеро Де Бернарди, написавшие «Однажды в Америке». Они же придумали практически хоррор-кусок: в саду Беллокампо лежит заросший травой остов американского самолета со скелетами в кабине — как напоминание о погибшем в войну сыне. Отдельной похвалы заслуживает монолог Мейсона про причины его ненависти к жителям городка. И, конечно, карлик, важная фигура в шахматной многоходовке, в которой гордая Барди оказывается всего лишь одной из фигур. Впрочем, для нее всё заканчивается не так печально, как для многих героев итальянских триллеров тех лет.
Кстати, еще одна связь с шедевром Серджио Леоне — музыка Эннио Морриконе. Как только звучат ее первые такты, сразу вспоминается другой фильм, «Следствие по делу гражданина вне всяких подозрений». Потом, правда, мелодия меняется, но осадок, что называется, остается. В самом хорошем смысле, разумеется.
Автор: Дмитрий Карпюк
Обложка: © Compagnia Cinematografica Champion