Что смотреть: «Учителя» Артура Хиллера

16+

В понедельник утром преподавателя обществоведения Алекса Джарела (Ник Нолти) будят звонком из учительской с ехидным вопросом — придет ли он на работу и не собирается ли брать свой знаменитый третий выходной. Когда Джарел добирается до колыбели знаний, там уже много всего успело произойти — ученику порезали руку ножом, а психолог сорвалась и перемазала чернилами учителя (колоритный Ройал Дэно, похожий на мистера Бина). Ко всему прочему, к завучу (Джадд Хёрш) явилась бывшая ученица (ДжоБет Уильямс), а теперь адвокат выпускника, подавшего на школу в суд за то, что его так и не научили читать. Припозднившегося педагога нагружают сразу двумя проблемами — подготовиться к даче показаний в защиту школы и временно подменить психолога. Так Алекс знакомится с Оскаром Пиликяном (звезда франшизы «Парень-каратист» Ральф Маччио), который, как выясняется, тоже не умеет читать! Придется взять паренька в свой класс и заняться его образованием.

Комедия «Учителя» (1984) сейчас смотрится вполне безобидно, но для своего времени была довольно прорывной — тут и стрельба в школе, и ученица (Лора Дерн), забеременевшая от физрука, которую Алекс соглашается отвезти сделать аборт. И, конечно, полный провал американской системы образования с одинаково наплевательски относящимися к учебе школьниками и преподавателями. Старшеклассников выставляли монстрами и раньше («Класс 1984»), и позже («Директор», «Замена», «187»), но Хиллер пытается их понять без излишнего очернения и облагораживания и разрушить между ними и учителями вечный невидимый барьер, почти избегая при этом дидактизма. Выходит, главное для педагогов — любить свою работу. Это доказывает и пациент психбольницы, под видом учителя проникший в школу и к радости подростков переодевающийся то в Абрахама Линкольна, то в генерала Картера. Несложная метафора — чтобы хорошо преподавать, надо быть немного сумасшедшим.

Режиссер Артур Хиллер прогремел в 70-х кассовым хитом «История любви», мелодрамой с незабываемой музыкой Франсиса Ле, сатирической комедией «Госпиталь» и приключенческим ромкомом «Серебряная звезда» с комическим дуэтом Джина Уайлдера и Ричарда Прайора. Эта же парочка блеснет в его комедии конца 80-х «Ничего не вижу, ничего не слышу». Затесавшиеся между ними «Учителя» незаслуженно обделены вниманием, хотя достойны куда лучшей участи. Прежде всего из-за очаровательной наивности восьмидесятнического кино, где даже полные пафоса диалоги и неловкие очевидные шутки смотрятся абсолютно органично и не смущают. И не в последнюю очередь благодаря таланту и обаянию Нолти в роли рубахи-парня и любимчика учеников и харизме звезды «Полтергейста» ДжоБет Уильямс.

Остальной состав тоже радует глаз — юный и абсолютно безумный Криспин Гловер прокусывает руку Аллену Гарфилду, мать безграмотного Оскара, миссис Пиликян играет яркая Зора Ламперт, а в роли адвоката на защите школы появляется молодой Морган Фриман с непривычно объемной шевелюрой. Да и сама тема не может оставить равнодушным никого, кто любовался на горящих своим делом учителей в «Доживем до понедельника» и «Большой перемене». Конечно, разница между советским и американским кино разительна (читать в наших школах уж точно учат), но основные проблемы были и остаются вполне универсальными.

 

Автор: Дмитрий Карпюк

Обложка: © Aaron Russo Productions; United Artists