В лесу неподалеку от деревни Драговицы находят бездыханное тело медсестры Краловой с проломленным черепом. Дождь смыл все следы, но приехавшие из Праги детективы-криминалисты, майор Калаш (Рудольф Грушинский) и лейтенант Варга (Радослав Брзобогаты) так просто не сдадутся и переберут всех возможных подозреваемых. Тем более что совсем недавно произошло убийство и изнасилование еще одной медсестры, а в подозреваемых отбоя нет. Доктор, практикующий в замке из готического хоррора, молодящийся лесник, нашедший тело Краловой, ее муж-военный, бывший любовник, местный дурачок-пастушок Михал, на непонятные средства обзавёдшийся биноклем… Есть из кого выбрать. А вскоре появится еще один труп.
«Убийца прячет лицо» (1966) — второй и, пожалуй, лучший фильм из серии чехословацких детективов Петра Шульхоффа про расследования Калаша и Варги. Всего их насчитывается четыре, но в «По кровавым следам» (1970) и «Диагнозе смерти» (1979) герой Грушинского действовал уже один. Замечательный актер, благодаря внутренней пластичности одинаково убедительный в роли неунывающего простака Швейка («Бравый солдат Швейк») и маньяка-убийцы, работающего в крематории («Сжигатель трупов»), здесь демонстрирует мастерство сдержанности и при этом приковывает к себе всё внимание.
Но прежде всего за успех фильма стоит благодарить трио режиссера Шульхоффа, его сосценариста Любомира Можны и оператора Иржи Войта. Они смогли создать эталонный пример сельского нуара с мастерски выстроенными черно-белыми кадрами и колоритными персонажами, где под маской добрососедства скрывается банальное и оттого еще более чудовищное зло. Вспоминаются и детективы ГДР, снятые в 60-е, и советская трилогия о похождениях полковника Зорина, и роман «Обещание» Фридриха Дюрренмата, и, конечно, «Твин Пикс», самый главный сериал про расследование убийства девушки среди живописных лесов. Добавим сюда зловещий замок с молчаливой девушкой на балконе, первой жертвой маньяка, выжившей после покушения, и врача-психиатра, который дает психологический портрет убийцы, и получится по-настоящему гремучая остросюжетная смесь.
В основу сюжета легло реальное дело маньяка Вацлава Мразека, насильника, убийцы, некрофила и педофила, обвиненного в 7 убийствах и 14 изнасилованиях и повешенного в 1957 году. Однако сходство с реальностью тут можно обнаружить только при очень большом желании, да и то лишь в том, что Мразек долгое время избегал внимания полиции и производил впечатление примерного семьянина, совсем как главный злодей фильма (и Андрей Чикатило). Шульхофф вовсе не пытается играть в тру-крайм, а ловко подкидывает зрителям ложные концы, умело держит напряжение и заканчивает историю эффектным финалом среди гор на свежевыпавшем снегу. В общем, делает всё, что необходимо для отменного детектива.
Автор: Дмитрий Карпюк
Обложка: © Filmové Studio Barrandov