Что смотреть: «Такая красотка, как я» Франсуа Трюффо

18+

Социолог-педант Станислас Превине (дебют Андре Дюссолье) посещает в тюрьме заключенную Камиллу Блисс (эффектная Бернадетт Лафон), обвиняемую в убийстве. Наглухо застегнутый, наивный юноша собирает из её откровенно и грубовато рассказанной автобиографии материал для научной работы и потихоньку влюбляется в объект исследования. Собственно, из демонстрации историй Камиллы и состоит львиная часть картины, причем ее одиссея по миру похотливых и неотесанных мужчин начинается и заканчивается их буквальным падением: в детстве она мстит отцу и убирает лестницу, ведущую на сеновал, а в финале рассказа влюбленный в нее мужчина прыгает со средневековой башни. Все эти комические виньетки напоминают одновременно итальянские секс-комедии и советские буффонадные телеспектакли в духе «Здравствуйте, я ваша тетя!» и совсем не походят на обычный стиль режиссера Франсуа Трюффо. Впрочем, его манера всегда была настолько гибка и переменчива, что не вмещается в строгие рамки.

Один из отцов французской «новой волны» Трюффо начинал с автобиографических драм с его альтер-эго Жан-Пьером Лео («Четыреста ударов», «Антуан и Колетт» и так далее), нуара «Стреляйте в пианиста», лиричной истории любовного треугольника «Жюль и Джим». В его фильмографии фигурирует красочная поп-артовая экранизация Рэя Брэдбери «451° по Фаренгейту» и элегантная и сдержанная история мести «Невеста была в трауре», цитируемая Тарантино в «Убить Билла», а с годами Трюффо стал режиссером добротных драм со звездным составом, от «Американской ночи» до «Последнего метро» и «Соседки». Тем занятней, насколько «Такая красотка, как я» (1972) отличается от его и так не похожих между собой фильмов ернической циничной интонацией.

Встречая на своем пути исключительно маменькиных сынков и беспардонных мачо, Камилла с говорящей фамилией благословляет каждого своим соблазнительным телом, никому не отказывая. При этом она их даже по-своему любит и признается Станисласу, что не смогла развестись с мужем, зная, что у него 27 переломов. А даже если кого-то и использует, то исключительно инстинктивно, без коварства героинь нуаров 40-х или хищницы Кэтрин Трамелл из «Основного инстинкта». Бернадетт Лафон в главной роли покоряет своей вульгарной естественностью. Актриса, снимавшаяся у Жана Эсташа и Клода Шаброля, часто играла «смешных девчонок», но тут дело доходит практически до слэпстика. В ее сочетании шарма, хитрости и искренности есть что-то от героини другого фильма, где ненадежная рассказчица так же исповедуется мужчине в кабинете — «Криминального таланта» с Александрой Захаровой и Алексеем Жарковым.

Но фильм хорош не Лафон единой — мужская часть актерского состава тоже вызывает исключительно радость. Кроме простодушного умника-социолога Дюссолье, тут есть нерешительный, но ревнивый тюфяк-муж (непривычно свежий Филипп Леотар). Наглый эстрадный певец с фрейдистской песней про маму и взлетом либидо от звуков гонок (Ги Маршан). Занудный католик-«дератизатор» (Шарль Деннер), травящий грызунов и насекомых. Сластолюбивый пройдоха-адвокат (Клод Брассёр). Такой парад уродов вполне мог бы украсить любой современный мужененавистнический фильм про месть свиньям-шовинистам — если бы сама главная героиня не была, мягко говоря, достойной своих избранников, разве что чуть хитрее. Единственный положительный персонаж мужского пола — смешной мальчик, начинающий кинорежиссер, который помогает докопаться до правды благодаря своему любительскому фильму (тут Трюффо явно подтрунивает над «Фотоувеличением» Антониони). Даже вполне нуаровый финал смотрится откровенно комично, потому что в итоге, слегка перефразируя Даниила Хармса, глупость побеждает ум неизвестным нам способом. Вернее, чего уж там, вполне известным.

Автор: Дмитрий Карпюк

Обложка: © Les Films du Carrosse