Что смотреть: «Стальная хватка» Шона Дуркина

18+

Конец 70-х. Братья фон Эрих, Кевин (Зак Эфрон) и Дэвид (Харрис Дикинсон), изматывают себя тренировками под неусыпным контролем властного папаши Фрица (Холт Маккэллани из «Охотника за разумом» Финчера), бывшего футболиста и рестлера. Всё ради того, чтобы стать чемпионами NWA в тяжелом весе. Есть еще два брата, постепенно втянутых Фрицем в семейное дело. Спортсмен Керри (Джереми Аллен Уайт из популярного сериала «Медведь») вынужден пропустить вместе с остальными американцами Олимпийские игры в Москве из-за ввода советских войск в Афганистан, поэтому рад попрыгать на ринге с братьями, а младший Майк хорошо играет на гитаре и поет в группе и этим бы занимался и дальше, да разве отцу откажешь?

Главного героя фильма Кевина держат за главного, хотя над ним витает тень самого старшего брата, умершего в детстве.

— А разве вы не договариваетесь об исходе боя заранее? — будущая жена Пэм (Лили Джеймс) спрашивает у него на первом свидании.

Но Кевин вполне серьезно относится к потешной, но опасной эквилибристике на ринге — прежде всего потому, что хочет быть всегда рядом с семьей. Между делом он говорит Пэм о висящем над фон Эрихами родовом проклятье, но она ему не верит. Однако вскоре с братьями начинают случаться несчастья.

Постер и сюжет вышедшей в российский прокат «Стальной хватки» заставляют вспомнить бесчисленные спортивные драмы, в том числе, конечно, «Рестлера» Даррена Аронофски, но Шон Дуркин подошел к реальной душераздирающей истории семьи здоровяков с несколько иного ракурса. Прежде всего, он несколько подогнал её под свои кинематографические нужды (убрал из сюжета одного из погибших братьев и жен у всех остальных, кроме Кевина, да и вообще нарушил последовательность событий), так что не стоит верить всему происходящему на экране.

Начинаясь по канонам жанра, фильм постепенно сворачивает на рельсы трагедии древнегреческого масштаба, пусть и не встает для этого на котурны и не переходит к пафосным мелодекламациям. В отдельных моментах ужас происходящего доходит до уровня «Реинкарнации» Ари Астера, но никогда не переходит эту грань. Стоит отдельно поблагодарить режиссера, вызывающего оторопь не лобовыми ударами, а тревожными лакунами и умолчаниями, как в драмах «Марта, Марси Мэй, Марлен» и «Гнездо».

Когда отец за завтраком жестоко объявляет топ своих любимых сыновей (Керри, Кевин, Дэвид и Майк), он грозит, что этот порядок всегда может поменяться. Необъяснимым образом Кевин постепенно смещается в самый конец списка, несмотря на все его попытки заслужить хотя бы слово отцовского одобрения и заискивающий взгляд. Эти бесплодные поиски любви трогают сильнее всего, и тут очевидна заслуга Зака Эфрона, не только раскачавшегося до уровня Халка (вот она, заявка на «Оскар»!), но и доказавшего, что он перерос роли красавчиков в дурацких комедиях и может минимумом средств передать максимально сложные чувства.

Остальные герои, кроме разве что Керри, получились не такими выпуклыми — даже Фриц, который пережил пятерых из шести сыновей и стал причиной разрушающих семью метастазов. Пожалуй, не менее, а то и более сомнительная фигура, чем отец — набожная и послушная его воле мать, но героине Моры Тирни, увы, не нашлось много места в сценарии. Да и трогательная встреча всех покойных братьев фон Эрих на загробном лугу смотрится несколько аляповато. И всё же, при всех малозначительных минусах, «Стальная хватка», американская трагедия о братской любви и деспотичном отце, вполне достойна статуса чемпиона в тяжелом весе.

Автор: Дмитрий Карпюк

Обложка: © A24; Access Entertainment; BBC Films; House Productions