18+
Усталый опер Николай (Фёдор Лавров) вместе с безымянной напарницей (Юлия Марченко, снимавшаяся в сериалах «Немцы» и «Почка») приходит за товаром в квартиру наркодилера-стендапера и предъявляет ему ксиву. Набрав не тот номер, он попадает на проповедницу Елену (актриса театра БДТ Екатерина Старателева), только что рассказывавшую членам религиозной общины со сцены, что Иисус их любит. Она ездит по городам вместе со своим менеджером и любовником (Кирилл Полухин), бывшим бандитом, которого она презирает. Николаю понравился ее голос, «как у учительницы», ей тоже как будто интересно с ним общаться – так начинается их телефонный роман. Главные герои близки хотя бы тем, что обоих раздирает внутренний конфликт. Коля ловит барыг и сам не прочь протестировать их порошки. Лена — дочь священника, сидевшего в тюрьме за веру, и ведьмы. Вскоре Николая перебрасывают с «хлебного» наркопромысла на борьбу с экстремистами, а значит, его встреча с сектантами (и Еленой) предопределена.
Вышедший в прокат «Снег, сестра и росомаха» — второй после «Сказки для старых» фильм Романа Михайлова, доктора физико-математических наук, драматурга и писателя и его первая самостоятельная работа («Сказку…» он снимал с Фёдором Лавровым). Надо сказать, неизбежное сравнение с дебютом, где три братка (Лавров, Полухин и сам Михайлов) искали по России сбежавшего с общаком четвертого, будет не в пользу «Снега…». Лубочные интонации «Сказки» в сочетании с бандитским дискурсом создавали ирреальное пространство, где жуть и жесть перетекали в юмор. Здесь тоже терки ментов с барыгами и налет на наркохату с отжимающимся карликом сосуществуют с историями про ведьм, превращающихся в птиц, и призраком покончившей с собой сестры Елены, но, выбрав жанр нежной мелодрамы с завязкой в духе «Июльского дождя» Марлена Хуциева, режиссер как будто немного в нем потерялся (или потерял не готового к этому зрителя). Здесь стали особенно заметны странность, чтобы не сказать кустарность монтажа, и некоторая неумелость режиссуры. К тому же, снятый преимущественно в грязновато-желтых тонах и замкнутых помещениях, фильм довольно клаустрофобичен. И всё же даже здесь виден свой, уже узнаваемый стиль Михайлова, ощущение зыбкости повседневной реальности, близости то ли сказочного чуда, то ли температурного бреда, в котором Николаю в детстве привиделась росомаха из названия. Несмотря на тьму, сугробы и убогие квартиры, фильм полон призрачной надежды. Настроением смутного томления по загадочной незнакомке он напоминает книгу режиссера «Дождись лета и посмотри, что будет», и тут сравнение с книгой как нельзя уместно — Михайлов вообще очень логоцентричен и предпочитает слово любому кинематографическому кунштюку. Лучшая сцена фильма — монолог Николая про росомаху посреди заснеженного поля, с взлетающим над ним всевидящим оком дрона и закадровым дроуном композитора Евгения Вороновского, да и весь остальной хронометраж герои проводят за диалогами. Телефонный разговор оказывается даже важнее встречи, которая случится (или не случится) за кадром. Как и вера в чудо.
Сам режиссер признается, что очень доволен фильмом, где ему удалось отчасти отразить свой опыт: юность Роман Михайлов провел в религиозных общинах харизматиков и пятидесятников и, при всей их неоднозначности, видел там много искренних людей с верой в сердце. И, кстати, он уже снял свою третью картину, которую на сегодняшний день считает своей лучшей.
Автор: Дмитрий Карпюк
Обложка: © Фрут Тайм / Про:взгляд