«Уэнсдей» — первый сериал режиссера Тима Бертона. Известный постановщик обращается к комиксам о семейке Аддамс и рассказывает о взрослении девочки Уэнсдей, которая выросла среди мрачных фриков. Около месяца назад вышел первый сезон сериала из восьми серий. На сайте Netflix вскоре после премьеры «Уэнсдей» стал вторым по просматриваемости проектом на платформе. Сериал популярен и в российском интернете: на Кинопоиске почти двести тысяч пользователей оценили его на 8.3 балла. «Уэнсдей» посвящено множество видео, мемов; среди фанатов сериала есть и мои знакомые. Я посмотрел сериал и попытался понять, почему он так всем понравился.
Аддамсы: от комиксов до Тима Бертона
Комиксы про семейку Аддамс известны каждому американцу. Персонажи, созданные художником Чарльзом Аддамсом, впервые появились в журнале The New Yorker в 1938 году. История об идеальной американской семье, поданная через призму сатиры, получила огромную популярность и несколько раз была воплощена в кино. Наиболее классическая экранизация — сериал шестидесятых «Семейка Аддамс». Однако российскому зрителю более известен одноименный фильм-переосмысление режиссера Барри Зонненфельда, снятый в 1991 году. В сериале «Уэнсдей» свою интерпретацию представил Тим Бертон — человек, известный своим мрачным воображением, черным юмором, и идеально подходящий на роль режиссера сериала об Аддамсах.
Первый сезон рассказывает о том, как старшеклассницу Уэнсдей Аддамс, которая обладает экстрасенсорными способностями, после школьного инцидента отправляют в пансион «Невермор» для необычных детей. Уэнсдей не сразу вливается в коллектив и вообще испытывает проблемы с общением. Впрочем, личная жизнью отходит на второй план, когда оказывается, что руководство пансиона скрывает от учеников страшную правду. Уэнсдей принимается за расследование.
Дженна Ортега в роли Уэнсдей
Главное достоинство сериала — это сама Уэнсдей Аддамс, а точнее, сыгравшая ее актриса. Двадцатилетняя красавица Дженна Ортега в кино с детства. Она мельком появлялась во многих известных фильмах, в том числе в «Железном человеке 3». Однако главную роль до «Уэнсдей» Ортега получила в сериале «Ты» (2018-…). Там она искрометно сыграла девочку-подростка из неблагополучной семьи. Возможно, создатели сериала вдохновились именно этой ролью, когда позвали Ортегу на кастинг.
С первых кадров к персонажу проникаешься симпатией. Ортега в роли Уэнсдей невозмутима, холодна, прячет эмоции. Она ходит по сериалу с каменным лицом, и тем не менее следить за ней интереснее, чем за самыми эмоциональными героями. Изобразить разные оттенки безразличия сложнее, чем сильные эмоции, но Ортега отлично справляется. Вспоминается сериал «Мандалорец» в рамках вселенной «Звездных войн», в котором главный герой никогда не снимал маску, но был самым выразительным персонажем.
Занятный факт: актриса, которая играла Уэнсдей у Зонненфельда, — Кристина Риччи — тоже появляется в сериале в одной из основных ролей.
Мальчики и пираньи
В первой же сцене Уэнсдей сбрасывает пираний в бассейн, где купаются обидчики ее младшего брата. Это необычный поступок: одновременно жестокий и благородный. Кроме того, совершенно неожиданный в контексте школы. То, как девушка разговаривает с остальными, интригует. Она сообщает, что ее не волнует мнение других. «Когда я кому-то не симпатична, я делаю вид, что мне плевать, — говорит Уэнсдей. — Но в душе мне это даже нравится». Уэнсдей рассказывает, что у нее «чёрное сердце», которое изредка способно на сочувствие. Создатели рисуют образ независимой, мрачной и по-своему возвышенной девушки, который может вызвать симпатию.
Однако слова Уэнсдей не соотносятся с ее поступками. Холодная Уэнсдей, приезжая в пансион, сразу же влюбляется в симпатичного кассира кафешки по соседству и начинает вести себя как обычная героиня мелодрамы. Презирающая всех Уэнсдей довольно быстро находит общий язык со всеми в пансионе. Жестокость главной героини, заявленная в первой же сцене, никак не проявляется в дальнейшем. Она больше не пытается никого убить. Наоборот, расследует чужое преступление. Ожидаешь, что она будет антигероем, но она становится классическим борцом за справедливость.
Образ Уэнсдей Аддамс в сериале разочаровывает. В рекламе, на постерах ее рисуют самобытной, ни на кого не похожей девушкой. Ожидаешь, что мы углубимся в ее психологические мотивы, услышим историю о сложной противоречивой личности. Думаешь, что сюжет, возможно, что-то расскажет о природе человека. Однако этого нет. Уэнсдей чудаковатая, но ее чудачество не выходит за рамки дозволенного. Хотя она ведет себя отстраненно и ходит с мрачным лицом, она вполне вписывается в типичный для школьного кино образ ботаника. Более того, сериал даже не о Уэнсдей, а о расследовании преступлений пансиона «Невермор». Главная героиня становится безликой ищейкой, которая скучно всех опрашивает.
Безопасная мрачность
После часа-двух просмотра «Уэнсдей» я предсказал, кто будет злодеем, к чему приведет расследование главной героини и даже как закончится первый сезон. Если вы смотрели сериал «Очень странные дела» или хотя бы фильм «Гарри Поттер и Тайная комната», местному расследованию нечем вас удивить. Тим Бертон не Джоан Роулинг: он талантлив в создании ярких визуальных образов, интересной атмосферы, но плохо рассказывает длинные истории. Персонажи в «Уэнсдей» получились топорные, а детективная линия вялая и затянутая. Кажется, сюжет можно было бы уложить и в двухчасовой фильм о подростках со странными способностями. У Бертона даже есть похожая лента — «Дом странных детей мисс Перегрин».
Предсказуем не только общий сюжет, но и отдельные сцены. Допустим, Уэнсдей ловят злодеи. Думаешь: ну неужели они сейчас, как в дурацких фильмах про Джеймса Бонда, будут во всех подробностях рассказывать свой план, а потом Уэнсдей чудом освободится от оков, сбежит и расскажет все остальным? Так и происходит. Поразительно, насколько сериал не брезгует клише и даже не пытается их обыграть. Ход каждой сцены можно запросто предсказать.
Многие отмечают музыку Дэнни Эльфмана, автора саундтрека к «Кошмару перед рождеством» и «Сонной лощине». Однако у меня создалось впечатление, что и Бертон, и Эльфман просто делают то, что от них ожидают, не пытаясь придумать что-то принципиально новое. Они знают, что их стиль хорошо продается.
«Уэнсдей» должен был рассказать о мрачной героине, но он не такой уж мрачный и не так много о ней рассказал. Удачно была подобрана актриса, которая благодаря яркой внешности и интересному образу завоевала сериалу популярность. Жаль сознавать, что за интересной картинкой ничего не стоит. Проекту, кажется, нечем удивить зрителя: для Бертона, который обычно не боится экспериментов, это поразительно беззубый проект, клишированный, предсказуемый и попросту скучный. Однако оценки зрителей доказывают, что громкое имя режиссера, хорошая картинка, сносный сценарий и образ миловидной девушки-аутсайдера способны подкупить многих.
Автор: Лев Кузьминский
Обложка: © MGM Worldwide Television / Netflix Streaming Services