Что смотреть: «Решение уйти» Пак Чхан-ука

18+

Осенью в кинотеатрах показали корейскую детективную мелодраму «Решение уйти», отмеченную призом за лучшую режиссуру на Каннском фестивале.

Пак Чхан-ук — один из лидеров «корейской волны», которая прославила азиатское кино на фестивалях мирового уровня и сделала популярным среди простых зрителей. Работы Пак Чхан-Ука повлияли на творчество многих режиссеров, в том числе на Квентина Тарантино, который восторженно отзывается о фильмах мастера. Ленты «Олдбой», «Служанка» в свое время потрясли меня и стали одними из любимейших фильмов, поэтому новая картина Пак Чхан-ука очень меня заинтересовала. Решил написать о своих впечатлениях от просмотра.

По сюжету детективу Пак Хэ-Джуну поручают раскрыть убийство мужчины, произошедшее в горах при подозрительных обстоятельствах. Следствие выходит на вдову погибшего. Общаясь с Со-рэ, детектив постепенно влюбляется в нее.

Ласковое убийство

В корейских фильмах находишь удивительную смесь нежного и кровожадного.

С одной стороны, ленты унаследовали от японского кино изощренную жестокость. Некоторые сцены фильмов «Олдбой», «Я видел дьявола», а также картин Ким Ки Дука с ужасом проматываешь. И в то же время корейскому кино свойственны спокойствие, созерцательность, любовь к природе.

Режиссеры «корейской волны» словно говорят зрителю: если уж вы решили кого-то убить, сделайте это на закате у волн моря, в гармонии с природой. Пусть поет соловей, ярко светит солнце. Подойдите к делу вдумчиво и созерцательно, и вы станете не жестоким убийцей, а чутким художником.

В «Решении уйти» похожая философия. Герои убивают, но для режиссера не становятся аморальными. Наоборот, яркость поступков только подчеркивает то, какие они трепетные и страстные натуры.

Колокольчики и счастье

Следователь Пак Хэ-Джун неспроста увлекается вдовой Со-рэ, которая, возможно, замешана в убийстве своего мужа. Она говорит о смерти супруга спокойно, как будто это естественная часть жизни.

Жена Пак Хэ-Джуна — полная противоположность Со-рэ. Нервная, запуганная, поглощенная тревогами о здоровье, она постоянно придирается к мужу. Главному герою нельзя курить, потому что это вредно: жена нюхает одежду Хэ-Джуна, чувствует запах дыма и кричит на супруга. Главному герою нужно заниматься с женой сексом, потому что это полезно. А работать желательно поменьше: увлечение кровожадными убийствами не ведет ни к чему хорошему. «Тебе нужны насилие и убийства для счастья», — упрекает она героя, когда тот снова заговаривает о работе. И предлагает пожевать корень колокольчика.

А для главного героя и убийства, и курение — это увлечения, присущие страстной натуре. «Убийства — это как курение. Самое сложное — это начать», — говорит он. И вдова убитого, возможно, отважилась последовать своим желаниям.

Нуар и кальмар

В «Решении уйти» нет экстремальных кровавых сцен, которые видишь в прежних фильмах Пак Чхан-ука. В своей последней картине режиссер обращается к европейской традиции нуара. В фильме появляются главные персонажи жанра: депрессивный следователь и роковая женщина. Из-за любви герой со временем осознает, что «запорол следствие» и «совершенно сокрушен».

Однако паназиатская созерцательная философия внесла коррективы в европейский жанр. В фильме много пейзажей. Уделено внимание снежным лесам, морским волнам, зеленым полям. Мелодичный саундтрек, печальные виды природы подчеркивают обреченность главного героя. Депрессивность нуара разбавили задумчивой нежностью, порой даже сентиментальностью.

Внимание, черепаха!

Возможно, у вас сложилось впечатление, что фильм «Решение уйти» только для эстетов. На самом деле он довольно доступный и понравится многим любителям детективов. Он не зацикливается на мрачном философствовании. В нем есть хорошие диалоги, неплохой юмор, узнаваемые характеры.

Например, у следователя Пак Хэ-Джуна и жены проблемы с интимной жизнью. Жена услышала от подруги, что сок мягкотелой черепахи поднимает тестостерон, и предлагает главному герою купить его. Пак Хэ-Джуна задевает идея жены. Однако дальнейшие события не позволяют герою отвлечься от черепашьей темы. Кто-то еще решил монетизировать сок животных и похищает их из бассейна. Главному герою приходится параллельно с основным расследованием заниматься поиском черепах. Режиссер знает, когда углубиться в драматические переживания персонажей, показать красивый пейзаж или разбавить серьезное действие шуткой — фильм не замирает на одной ноте и достаточно разнообразен.

Так далеко, так близко

Пак Чхан-ук креативно подходит к киноязыку. В фильме много визуальных новшеств. Например, интересна сцена, в которой следователь Пак Хэ-Джун едет по улице, останавливается у окна вдовы и звонит ей. Со-рэ поднимает трубку, они разговаривают. Герой при этом появляется у нее в комнате: стоит рядом, наблюдая за ее мимикой. Хотя следователь сидит снаружи в машине и они разговаривают по телефону на расстоянии, с помощью визуальной метафоры режиссер показывает: главный герой готов к близости с Со-рэ, и ему важна ответная реакция.

Также вспоминается другой фрагмент. Пак Хэ-Джун и Со-рэ в комнате вдовы. Она вспоминает, как когда-то сидела за столом, стоящим посреди помещения. И пока она рассказывает, ее копия появляется за столом. Оба героя наблюдают за призраком и предаются воспоминанию. Такие метафоры в фильме на каждом шагу, они красивы и занятны.

«Решение уйти» уступает более ранним фильмам режиссера в плане внятности и оригинальности: здесь нет кровожадности, как в «Олдбое» или «Служанке», сюжетные повороты не настолько яркие. Однако чувством обреченности, поэтичностью проникаешься. А за созданной Пак Чхан-уком интригой следишь с интересом. Хороший фильм на вечер.

Автор: Лев Кузьминский

Обложка: © Moho Film