18+
В прокате сейчас идут сразу два фильма с молодым перспективным австралийцем Джейкобом Элорди. В одном он играет Элвиса Пресли, а в другом — реального серийного убийцу 60-х. Попробуем понять, что же не так с каждой из картин.
«Присцилла: Элвис и я», София Коппола, 2023
Западная Германия 1959 года. Четырнадцатилетняя Присцилла (26-летняя Кейли Спейни) томится вместе с семьей на военной базе — ее отчим проходит там службу, как и легендарный Элвис Пресли (Джейкоб Элорди). Когда девушку привечает у барной стойки с кока-колой один из друзей Короля рок-н-ролла и приглашает к нему на вечеринку, она не может поверить своему счастью. А уж когда там с ней знакомится сам Элвис, который старше ее на 10 лет, и делится с ней горем от потери матери, сердце девушки окончательно капитулирует. И не беда, что она не достигла совершеннолетия — Пресли в последнюю очередь интересуют интимные отношения до свадьбы.
Свадьба состоялась только семь лет спустя, а до этого Присцилла тосковала в Грейсленде как в золотой клетке, пока Элвис охранял ее целомудрие, осыпал ее подарками и показывал любимый фильм с Хамфри Богартом «Посрами дьявола». А также всячески контролировал, подкармливал амфетаминами и уезжал в туры и на съемки, где, если верить желтой прессе, изменял Присцилле направо и налево.
София Коппола взялась за экранизацию мемуаров Присциллы Пресли «Элвис и я» 1985 года, потому что увидела в этой истории что-то знакомое — в ее случае это была властная фигура отца Фрэнсиса Форда. Увы, в фильме не получается разглядеть ничьей личной истории — ни Софии, ни Присциллы. Более того, и портрет Элвиса не отличается глубиной — это просто красивый живой манекен с хорошими манерами и вспышками раздражительности, самовлюбленный инфантил на стимуляторах. За это не получается винить Элорди. Очевидно, София Коппола не поставила ему другой задачи, да и вообще как будто не хотела копаться в психологических дебрях, сосредоточившись со свойственным ей фетишизмом на красивых платьях и деталях интерьера.
В итоге кажется, что даже в китчевых статьях журнала «Караван историй» больше жизни, чем в этой картине, выглаженной и гламурной, как костюмы Элвиса. Возникает вопрос: что же фильм, спродюсированный самой Присциллой сообщает зрителю, кроме фактов из Википедии? Что чужая душа — потёмки? Что любовь зла? Стоило ли ради этого заводить разговор?
Родственникам Пресли сама идея фильма, видимо, тоже не очень понравилась, поэтому в саундтреке постоянно звучат чужие песни, в том числе анахроничные Ramones (совсем как в другом фильме Копполы про несчастливую женщину — «Марии-Антуанетте»). Зато за версту проглядывает популярная во всем мире повестка — ужасный муж-абьюзер и несчастная девушка, которая долго терпела обиды и давление и всё же нашла в себе силы уйти. Повесткой же можно объяснить и Кубок Вольпи за лучшую женскую роль в Венеции — Кейли Спейни в образе Присциллы, конечно, мила, но не поражает актерской игрой.
«Кривая дорога», Джефф Дарлинг, 2023
Шоумен и дрессировщик Джим (Закари Куинто) едет в Чикаго по хайвеям Америки 60-х со своим ручным шимпанзе Спанки, бывшей звездой телешоу. Цель поездки понятна не сразу, но по разным деталям вроде звонков жене становится ясно, что Джиму очень нужны деньги. По дороге он совершает большую глупость — подбирает симпатичного попутчика Бобби (Джейкоб Элорди), который оказывается серийным убийцей.
Дебют австралийского оператора Джеффри Дарлинга стал одновременно его последней работой — он утонул в 2022 году в Сиднее, неудачно оседлав волну на доске для серфинга в возрасте 60 лет. К сожалению, «Кривую дорогу» нельзя назвать достойной эпитафией. Вертлявый Элорди отчаянно переигрывает и ни на секунду не выглядит пугающе, а Куинто вносит в их союз иной подтекст — его Джим не сводит с Бобби влюбленных глаз. И всё равно химии между актерами так и не образуется.
Добавим сюда оживленную на компьютере обезьянку и постоянные скачки от черного юмора к сентиментальной драме и получим мучительное кино, в лучшие моменты напоминающее самые проходные фильмы братьев Коэн. Особенно обидно, что «Кривая дорога» поставлена по нонфикшену «Люк Карамазов» и реальной истории серийного убийцы Ларри Рейнса, оставившего в живых лишь одну из своих жертв. Про это узнаешь уже на финальных титрах, что только добавляет сожалений — такой материал явно заслуживал лучшего применения.
Автор: Дмитрий Карпюк
Обложка: © Head Gear Films; Mister Smith Entertainment; Tea Shop & Film Company