Что смотреть: «Падение империи» Алекса Гарленда

16+

Америка находится в состоянии гражданской войны. После того как президент (Ник Офферман) остался на третий срок и отдал приказы о закрытии ФБР и открытии огня по гражданскому населению, он не пользуется популярностью у народа. Более того, объединённые вооружённые силы Запада, состоящие из ополченцев Калифорнии и Техаса, уже на подступах к Вашингтону. Группа работников прессы решает доехать из Нью-Йорка до передовой, чтобы взять интервью у ещё не свергнутого диктатора. В долгий путь отправляются легенда военной фотожурналистики Ли (Кирстен Данст), её коллега из Reuters Джоэл (бразилец Вагнер Моура, спецназовец из «Элитного отряда» и Пабло Эскобар из сериала «Нарко»), пожилой сотрудник New York Times Сэмми (колоритный Стивен Маккинли Хендерсон) и начинающий фотограф Джесси (Кейли Спейни, жена Элвиса из «Присциллы: Элвис и я»). В дороге их ждёт множество опасностей и неприятных встреч; до Белого дома доедут не все.

Вышедшее в российский прокат «Падение империи» («Гражданская война» в оригинале) стало последней режиссёрской работой переквалифицировавшегося писателя и сценариста Алекса Гарленда. Кто-то назовёт эту смесь экшена и роуд-муви грандиозной финальной точкой в его недолгой кинокарьере, и с технической точки зрения тут в самом деле не к чему подкопаться. При бюджете 50 миллионов картина стала самым дорогим фильмом модной студии A24. Работавшие во всех его фильмах оператор Роб Харди и композиторы Джефф Бэрроу (из легенд трип-хопа Portishead) и Бен Солсбери привычно выдают потрясающе красивую картинку и бодрящий саундтрек соответственно. Кроме того, в самом начале пути звучат песни Silver Apples и Suicide — в общем, сплошные подарки для глаз и ушей. Вот только разум возмущённый постепенно начинает закипать.

Война тут выступает в качестве основной темы фильма, но Гарленд не то что не объяснил, как Техас смог объединиться с Калифорнией, пусть и ради благого дела, а даже не потрудился поделить население на условных демократов и республиканцев. Похоже, на стороне президента, которого сравнивают с Чаушеску и Муссолини, сплошь вооружённые реднеки. Вроде достоверно спокойного палача в форме (отличная роль мужа Данст Джесси Племонса), который казнит всех, кто не похож на американца, и тут даже журналистские бейджи не могут помочь. Правда, он-то как раз смахивает на ополченца из Техаса, решившего под шумок наказать недостойных. И зачем вообще надо брать у президента интервью, тем более что после штурма Белого дома его речи всем будут интересны в последнюю очередь?

Создателям фильма плевать на все эти смысловые условности. Как плевать и на героев, до самого финала остающихся голыми функциями, и даже талант и замученный вид Кирстен Данст не дают зрителю шанса лучше узнать журналистку Ли. Флешбэки в виде карусели фото из горячих точек тоже не слишком-то в этом помогают.

Огрех большинства фильмов Гарленда, кроме разве что дебюта «Из машины», — «Аннигиляции», «Программистов», «Рода мужского» — тут особенно бросается в глаза. Это сочетание претензии на важное высказывание со смысловой аморфностью. Вот только пижонские красивости, умозрительность ситуации и отсутствие банального понимания, кто свой, а кто чужой, не очень работают в кино про военных журналистов. Достаточно вспомнить такую классику, как «Сальвадор» Оливера Стоуна и «Год, опасный для жизни» Питера Уира, чтобы почувствовать разницу.

Но что уж греха таить, смотрится фильм довольно увлекательно, а финальная атака на Белый дом действительно впечатляет. Для многих одно только это станет таким же поводом для просмотра, как и возможность позлорадствовать: мол, глядите, что в Америке творится. А кто-то может тихо позавидовать, что «там у них» можно такое снимать в принципе.

Автор: Дмитрий Карпюк

Обложка: © A24; DNA Films; IPR.VC