Что смотреть: «Я — капитан» Маттео Гарроне

18+

Два сенегальских подростка-кузена Сейду (Сейду Сарр) и Мусса (Мустафа Молл) тайком от родителей зарабатывают деньги, чтобы отправиться покорять Европу, причем не криминальным промыслом, а с помощью волшебной силы музыки. Их путешествие сразу начинается с неприятностей: первая же проверка автобуса на дороге выявляет фейковость их паспортов. Впрочем, тут у них получилось отделаться мелкой суммой. А вот в ливанской тюрьме, где они оказываются порознь после мучительного перехода через пустыню, дела пострашнее. Единственное спасение от пыток — бегство в мир грез, но и оно не приносит облегчения. Однако надежда умирает последней, и кузены обязательно встретятся и поплывут к берегам Италии на ржавом разваливающемся кораблике.

Маттео Гарроне снял фильм «Я — капитан» по реальной одиссее ивуарийца Мамаду, который сбежал в Европу от голода и гражданской войны. Сейду и Мусса покидают родительский дом, где им не так уж плохо живется, по другой причине — ради успеха и славы, да и родным можно деньгами помогать. В общем, знакомая по множеству книг и фильмов история взросления с опасным путешествием и закаляющими героев трудностями, да еще и на актуальную тему мигрантов, как «Море в огне» другого итальянца Джанфранко Рози.

Однако Гарроне избегает документальной приземленности и в свойственной ему манере добавляет в сюжет грезы и видения, замешанные на африканском фольклоре. От режиссера «Страшных сказок» и «Пиноккио» такие художественные решения вполне ожидаемы; другое дело, что здесь они смотрятся не особо уместно. В драме «Догмэн» про сложную дружбу забитого собачника и наглого бандита Гарроне переключался в режим притчи в самом финале, что фильм не портило. «Я — капитан» же заигрывает с магическим реализмом, который имеет исключительно декоративные качества, просто потому, что «это красиво» (как летящая над пустыней умершая женщина). К тому же погружение в мир грез происходит всего пару раз за хронометраж, так что эти сцены не очень вяжутся с суровыми тяготами и лишениями и вызывают, скорее, недоумение. Ближе к финалу кино окончательно отходит от сказочного тона и превращается в оду героизму и торжеству человеческого духа, которую немного портят непрестанно галдящие и вопящие африканцы.

И все же надо отдать должное режиссеру: подростки в главных ролях не являются профессиональными актерами, но так естественны в драматических сценах, что об этом просто забываешь. Если этот выходящий в прокат и номинировавшийся на «Оскар» фильм и достоин просмотра, то исключительно благодаря харизме Сейду и Муссы, а не сказочным сценам, снятым в эстетике музыкальных клипов.

Автор: Дмитрий Карпюк

Обложка: © Canal+; Centre Cinematographique Morocain; Ciné; Pathe