Что смотреть: «Мой друг — человек несерьезный» Яниса Стрейча

Арвид Ласманис (Янис Паукштелло) не может задержаться ни на одной работе. И не потому что лентяй и халтурщик — наоборот, его способность к выполнению любого плана на 120, а то и на 180 процентов наталкивается на полное равнодушие и непонимание начальства. Вот и ютится юный идеалист с женой Интой (Галина Мацулевич) и двумя сыновьями-сорванцами в квартире у аристократичной «мадам» Андерсон, которая любит поливать милующихся под окнами подростков из лейки. После очередного увольнения Арвид знакомится с ухажером тещи, Эдгаром (Алексей Михайлов), мужчиной солидным и основательным — у него и красные «Жигули» имеются, и свой двухэтажный дом, весь в звериных мехах, хрустальных подвесках и статуэтках, и парник с помидорами.

Без пяти минут новый тесть приглашает Арвида работать у него в бригаде слесарем, не подозревая, какую головную боль он себе накликал. Честный работяга тут же вызывается провести ремонтные работы в подвале у художника Чакана (Эвалд Валтерс), которые уже и так были выполнены Эдгаром, но только на бумаге. Отношения между родственниками стремительно портятся. Молодой строгий начальник Екобсон сразу подмечает рвение нового сотрудника, вот только ведет Арвид себя слишком уж несерьезно, чтобы продвинуться по карьерной лестнице — то запоет песню в парике жены, то на руках пройдется. Правда, в какой-то момент он берется за ум и соглашается на халтуру — копать могилы на кладбище. Однако лишняя копейка не приносит семейного счастья, а его частые ночные отсутствия вызывают подозрения в измене.

Производственная драма — один из самых востребованных жанров советского кино, а на бодания, скажем, молодого прогрессивного инженера и упертого в своей старорежимности начальника завода израсходовано множество километров пленки. Латвиец Янис Стрейч внес изменения в канон и создал производственную комедию. «Мой друг — человек несерьезный» снят в 1974 году, за год до «Премии» и за три года до «Обратной связи», где те же проблемы фиктивного выполнения плана и бесхозяйственности поднимались сценаристом и драматургом Александром Гельманом до уровня древнегреческой трагедии. У Стрейча же это подается если не между делом, то уж точно с веселой улыбкой и под жизнерадостную музыку Раймонда Паулса. Дело тут не столько в сценарии заслуженного кинодраматурга Александра Горохова («…И другие официальные лица», «Давай поженимся»), который сам работал токарем и слесарем, сколько в игривой интонации картины и непрошибаемом, граничащем с идиотизмом оптимизме главного героя, убедительно сыгранного Паукштелло.

Когда Арвид начинает «зашибать деньгу» на халтуре, настроение фильма ненадолго меняется. Могильная атмосфера, известная по фильму Александра Итыгилова (и повести Сергея Каледина) «Смиренное кладбище» и роману «Земля» Михаила Елизарова, настраивает на определенный лад, да и мудрости коллеги-могильщики изрекают вполне серьезные — в духе «жить надо по-братски, а делиться по-волчьи». Но это ненадолго — скопидомский морок под девизом «деньги счет любят» улетучивается, когда Арвид узнает в очередном мертвеце симпатичного художника Чакана, рассказывавшего ему о душе. Любопытно, что на память о покойном молодой работяга забирает из его мастерской резную фигурку чертика.

К сожалению, кладбищенская линия не получает своего продолжения и сюжет вновь возвращается к ржавым трубам и борьбе с халтурой на производстве. Но и то, что получилось у Стрейча, можно считать уникальным примером забытого киножанра. Главное, что семья, честность и самоуважение оказываются для Арвида важнее, чем погоня за длинным рублем, а заразительно хорошее настроение его точно больше никогда не покинет.

 

Автор: Дмитрий Карпюк

Обложка: © Рижская киностудия