Что смотреть: «Наполеон» Ридли Скотта

18+

Перед текстом про этот байопик необходим небольшой экскурс в кинематографическое прошлое. Не секрет, что фигура Наполеона Бонапарта издавна привлекала режиссеров. Француз Абель Ганс поставил в 1927 новаторскую пятичасовую эпопею, впрочем, имевшую мало общего с историческими фактами. Сергей Бондарчук показывал императора Франции в двух масштабных проектах — отечественном «Война и мир» (1965) и американском «Ватерлоо» (1970). Конечно, был еще грандиозный и так и не снятый фильм Стэнли Кубрика, финансирование которого прервалось как раз из-за провала «Ватерлоо» и наработки которого позднее использовались в «Барри Линдоне». К сценарию Кубрика вновь (после «Искусственного разума») собирается обратиться и Стивен Спилберг, правда, в формате мини-сериала. Существуют и другие сериалы — например, неоднократно шедший по российскому телевидению американский «Наполеон и Жозефина: история любви» с Армандом Ассанте и Жаклин Биссет или «Наполеон» канадца Ива Симоно. В общем, Ридли Скотт пришел на уже не раз окученную грядку.

Сразу признаем, что трубный глас недовольных байопиком великого корсиканского полководца, снятым 85-летним Ридли Скоттом, заглушил все достоинства картины. Писали и про сбивчиво рассказанный памфлет, и про вульгарный фарс, и про подтасовку фактов (да, Наполеон не присутствовал на казни Марии-Антуанетты и не встречался с Веллингтоном!). Любители батальных сцен критикуют картину за их крайне скромное количество. Например, Бородинской битве уделено меньше минуты, зато кульминационному разгрому французов при Ватерлоо Скотт патриотически посвятил солидную четверть часа. Нашлись и блюстители хорошего вкуса, оскорбленные сценами животного секса императора и императрицы, а также тем, что режиссер посвятил фильм своей умершей собачке Лулу.

Меж тем хорошего тут хватает. При насыщенности жизненного пути Бонапарта, факты из его жизни, от победоносной битвы при Тулоне и подавления роялистского мятежа до провозглашения его императором, участия в войнах и одинокой смерти на острове Святой Елены, уверенно спрессованы в 2,5-часовой байопик, который нескучно смотреть. (Для поклонников исторических подробностей на AppleTV+ должна выйти и режиссерская версия часа на четыре). Батальные сцены при их скудности впечатляют — Скотт лучше всех умеет снимать кровавое месиво так, чтобы в общем хаосе было понятно, кто кого рубит шашкой и чью лошадь разорвало ядром. Разве что можно придраться к нарисованной на компьютере Москве, которая, хоть и спаленная пожаром, не даром была французу отдана, но на фоне общего размаха делать этого не хочется.

Самая, пожалуй, бледная часть фильма — любовь Наполеона (Хоакин Феникс) к Жозефине де Богарне (Ванесса Кирби), то есть именно то, что интересовало Скотта с его сценаристом Дэвидом Скарпом («Все деньги мира») больше всего. Увы, они не смогли показать в их отношениях ничего оригинального, кроме амурных утех под обеденным столом. Остальное время император то ревнует свою неверную жену, то обвиняет в том, что она не может забеременеть, то пишет ей трогательные письма. Вместо ожидаемого китчевого карнавала в духе фильмов Кена Рассела из их долгой любовной истории получился скорее дамский роман в историческом сеттинге.

Хоакин Феникс предстает в своем привычном насупленно-нервическом амплуа, периодически напоминая своих героев из «Всех страхов Бо» и «Джокера», но Скотт придумывает с ним ряд удачных сцен, делая то комическим куколдом, то вполне трагической фигурой. Иногда для этого хватает свалившейся с головы треуголки, падения с лестницы или лекции для юных кадетов. Иногда — встать на приступку и всмотреться в лицо мумии египетского фараона.

Отсутствие пиетета к великому Наполеону — пожалуй, главная претензия к картине, проступающая во всей критике, но как раз такой едкий и беспощадный взгляд делает его по-настоящему живым человеком, а не фигурой со страниц учебника. Тем более, что, как справедливо ответил Скотт своим хейтерам, любящим подмечать исторические неточности, их в то время попросту не было, так что же они вообще могут знать? К слову о любви — свою новую собачку режиссер назвал Жозефиной.

Автор: Дмитрий Карпюк

Обложка: © Apple Studios; Scott Free Productions