Что смотреть: «Мизантроп» Дамиана Сифрона

18+

Новогодняя ночь в Балтиморе превращается в кошмар — неизвестный снайпер под грохот фейерверков прерывает пулями веселые вечеринки в небоскребах, а затем, убив 29 человек, взрывает квартиру в одной из высоток, откуда и вел огонь на поражение. Прибежавшая на место взрыва молодая, но сообразительная патрульная Элеанор (Шейлин Вудли из сериала «Большая маленькая ложь» и «Дивергента») встречает там опытного и ворчливого следователя ФБР Ламмарка (австралиец Бен Мендельсон). Вскоре он, впечатленный ее смекалкой, приглашает девушку в свою команду. Расследование поможет Элеанор убедиться, что у нее и не оставляющего следов маньяка больше общего, чем может показаться на первый взгляд — жажда саморазрушения не дала ей в свое время пройти психологический тест и стать агентом ФБР, но позволяет лучше понимать вспышки ярости и тягу к насилию преступников. Как она говорит Ламмарку, во всем виновата любовь к Курту Кобейну. В качестве иллюстрации в ящике кухонного стола Элеанор притаились ложка, вата и шприц, на всякий пожарный.

Для аргентинского режиссера Дамиана Сифрона «Мизантроп» — не только англоязычный дебют, но и первый фильм после девятилетней паузы и «Диких историй», удачной черной комедии из нескольких новелл, номинировавшейся на «Оскар» и «Гойю» и собравшей в мировом прокате 31 миллион долларов. Выбор жанра кажется для Сифрона несколько неожиданным, но результат смотрится вполне неплохо, как будто Дэвид Финчер взялся снимать «CSI. Место преступления». Балтимор, хоть и снятый в Монреале, напоминает про еще один культовый сериал «Прослушка».

Вообще сравнения с сериалами не случайны — большую часть времени старающаяся Вудли и играючи отнимающий у нее всё зрительское внимание Мендельсон щелкают клавишами компьютеров, сидят на брифингах в кабинетах и получают нагоняи от начальства, как и положено в многосерийных процедуралах. Качество продакшена соответствующее — взрывы в начале и конце фильма так плохо нарисованы, что заставляют пустить скупую слезу по пиротехническому порно времен Майкла Бэя. И всё же старомодный шарм сюжета и талант Мендельсона подкупают, а для нетерпеливых любителей экшена есть подарок в виде напряженной сцены бойни в торговом комплексе и перестрелки с альт-райт-реднеками в магазине на заправке.

Единственное, чего бы хотелось побольше — фирменного едкого юмора Сифрона. Как и положено детективу про поиски маньяка, кино серьезно до невозможности. Впрочем, этим оно добивается обратного результата. Некоторые клише (например, упомянутый шприц в столе) вызывают улыбку, а когда Элеанор наконец-то находит ненавидящего весь мир стрелка-вегана (Ральф Айнесон из «Ведьмы» и «Варяга» Роберта Эггерса), его мизантропический, обличающий весь мир монолог кажется пародией на речи Джона До из фильма «Семь», хотя вряд ли таким задумывался. Кстати, по поводу мизантропии — отечественная локализация в кои-то веки не только удачна, но и точна. Изначальное хлесткое название «Мизантроп» американцы решили заменить на невыразительное «Поймать убийцу», так что приятно, что хотя бы в этом случае российские прокатчики восстановили справедливость.

Автор: Дмитрий Карпюк

Обложка: © FilmNation Entertainment; RainMaker Films