Неубиваемый Джон Уик (естественно, Киану Ривз), упавший с крыши отеля «Континенталь» в предыдущем фильме, в начале четвертой части скачет по марокканской пустыне и отстреливает бедуинов, а затем убивает Старейшину. Недовольное Правление поручает напыщенному французскому маркизу (Билл Скарсгард) решить вопрос с белорусским «отчисленным» киллером раз и навсегда. Француз взрывает отель, убивает консьержа Харона (прощальная роль недавно скончавшегося Лэнса Реддика) и низлагает управляющего Уинстона (Иэн Макшейн), а затем отправляет за Уиком, прячущимся в Осаке, команду боевиков. Кроме того, за головой главного героя охотится его старый приятель, слепой убийца Каин (звезда «Ип Мана» Донни Йен) и чернокожий киллер (Шамир Андерсон), который говорит, что его зовут «никто» (привет, Серджио Леоне), и не расстается с собачкой с крепким прикусом. Уику же помогают старые друзья — Уинстон, управляющий японского отеля для киллеров Симадзу Кодзи (Хироюки Санада) и бомжующий Голубиный Король (Лоренс Фишберн). Кроме перечисленных актеров, в небольших, но ярких ролях появляется британо-японская поп-певица Рину Саваяму, ловко управляющаяся с луком, и Клэнси Браун, главный враг Кристофера Ламбера из первого «Горца».
После первого фильма, скромного, но бойкого экшен-нуара, где печальный бородач мстил за любимую собаку, детище бывших каскадеров Дэвида Лича («Взрывная блондинка», «Быстрее пули») и Чада Стахелски зажило своей коммерчески успешной жизнью. Каждый сиквел становился всё высокобюджетней и зрелищней, а врагов у Уика и, соответственно, трупов становилось всё больше. На основе фильма появились компьютерная игра и комикс, а в будущем зрителей ждет аж два спи-оффа. Четвертая часть длится почти три часа и поражает не только постановкой многофигурных боевых сцен, но и охватом Земного шара — после Осаки Уик поедет в Берлин со славянской мафиозной «семьей» в православном храме, прижиганием каленым железом, драками на танцполе и колоритным выходом героя боевиков Скотта Эдкинса, с золотыми зубами и в накладном жировом костюме как у Колина Фаррелла в «Бэтмене» или Брендана Фрейзера в «Ките». А в финале – визит в Париж к маркизу с впечатляющим побоищем у Триумфальной арки, среди мчащихся авто, и бесконечным восхождением сквозь строй по лестнице к Сакре-Кёр.
Помнится, раньше в текстах про фильмы Джона Ву часто встречалось словосочетание «балет пуль». Ни в коем случае не желая преуменьшить заслуги великого китайского режиссера, хочется уточнить — настоящий балет пуль и тумаков, с обилием па и пируэтов, получается именно у Стахелски. По идее, эта хореография может утомить, как, кстати, было с предыдущей частью, но четвертый (и, очевидно, не финальный) фильм удачно чередует обмен до комизма многозначительными репликами и по-азиатски оголтелый экшен, где кровь брызжет задорными рисованными фонтанчиками, а убитые исчисляются десятками, если не сотнями.
Стахелски фактически создал мир, где роскошные интерьеры сочетаются с отсылками к античным мифам, а условности компьютерного шутера — со следованием кодексу правил, достойному самурайского кино. Как будто герой фильма «Пес-призрак: Путь самурая» попал вдруг в игру Hitman, написанную Гомером и нарисованную настоящим большим художником (не зря одна из встреч с маркизом происходит в Лувре, у картины Делакруа). И даже если Джон Уик, который в своем кевларовом пиджаке игнорирует пули и не боится падения из окон и с лестниц, и погиб, ничто не мешает ему вылезти из могилы, как сделала Невеста в известной дилогии Тарантино. И, как и обещал, пойти и убить их всех.
Автор: Дмитрий Карпюк
Обложка: © Summit Entertainment; Thunder Road Films; 87Eleven Productions