Что смотреть: «Догмен» Люка Бессона

18+

Полиция останавливает фуру с парализованным ниже пояса кроссдрессером Дугласом (Калеб Лэндри Джонс) за рулем и полным кузовом собак. По месту жительства задержанного находят много трупов, так что вызванный среди ночи полицейский психолог, мать-одиночка Эвелин (Джоджо Т. Гиббс), слушает его долгую исповедь. Начиная с детства, когда садист-отец, готовящий собак для боев, бросил мальчика к ним в вольер, оставил там жить на долгие годы и в итоге наградил застрявшей в позвоночнике пулей. И заканчивая его карьерой дона собачьей мафии, которая обносила дома богачей и наводила страх на бандитов. Всё это в сочетании с драгквин-перформансами бессмертных хитов Эдит Пиаф и Марлен Дитрих в ночном клубе.

После провалившейся высокобюджетной фантастики «Валериан и город тысячи планет» и аляповатого шпионского ретро «Анна» про модель, работающую одновременно на КГБ и ЦРУ, Люк Бессон выступил значительно скромнее. «Догмен», который претендовал на «Золотого льва» в Венеции и уже доступен на российских онлайн-платформах, смотрится нарочито дешево, что никак не отменяет профессионализма режиссера и его умения снимать броско и ярко. Особенно удалась разборка в логове Дугласа в лучших традициях «Никиты» и «Леона», где собаки несут смерть мексиканской мафии с помощью ловушек, а их хозяин поднимается с кресла с дробовиком наперевес.

На написание сценария Бессона вдохновила статья про человека, выросшего в собачьей клетке. Но то, что могло превратиться в душераздирающую мелодраму о человеческой жестокости в духе полной тезки картины «Догмэна» Маттео Гарроне, похоже скорее на супергеройский комикс. В «Людях Икс», помнится, тоже был герой в инвалидном кресле. Чрезмерность и аляповатость в данном случае нисколько не портят картину — наоборот, именно благодаря им китчевая история одинокого инвалида, мстящего системе и работающего над перераспределением благ в обществе, смотрится с удовольствием и на одном дыхании.

Кроме Бессона, за это стоит благодарить Калеба Джонса — его специфическая андрогинная внешность и несомненный талант не дают оторваться от экрана. В образе Дугласа как будто сочетаются две роли Хоакина Феникса — Джокера и парализованного карикатуриста Джона Каллахана, только сыгранные с куда большим упоением и смакованием реплик и ужимок.

Нельзя не отметить и симпатичных четвероногих друзей Дугласа, которые не только внимательно слушают сонеты Шекспира в его исполнении и приносят ему с полки муку, но и помогают сбежать из тюрьмы не хуже джек-рассел-терьера Майло в «Маске». А главное, что все они живые, а не нарисованные на компьютере — последнее время такими подарками в кино почти перестали радовать. За это Бессону хочется сказать отдельное спасибо.

Автор: Дмитрий Карпюк

Обложка: © Canal+; Ciné; Luc Besson Production