18+
Начиная с этого уик-энда в рамках фестиваля «Московская премьера» можно будет посмотреть фильмы, снятые в России и странах бывшего СССР. Мы выбрали самые любопытные картины из конкурсной программы.
«Анжелюс», режиссер Эдуард Жолнин, Россия
Таня (Милена Нестерова) живет в провинциальном городке с отцом (Вячеслав Гардер), работающим на железной дороге, поет в церковном хоре и иногда разговаривает во сне с братом, погибшим на чеченской войне. Однажды в ее жизни появляется Сергей (Алексей Кокорин), симпатичный московский юноша из хорошей семьи, опоздавший на поезд. Он возвращается для еще одной встречи, гуляет с ней по заснеженным полям, звонит в колокол в старой церкви и после проведенной вместе ночи зовет Таню с собой. Девушка отказывается, но вскоре понимает, что беременна, и подобно чеховской героине, собирается в Москву.
Второй фильм Эдуарда Жолнина интонационно далек от его любопытного дебюта «Земун», хотя тоже касается темы взаимоотношений провинции и города и затрагивает метафизику сновидений. В «Анжелюсе» духовность встречается с культурой, а мертвый брат с дыркой в голове учит Таню жизни, но это не выглядит натужно. При всей кажущейся простоте и прозрачности сюжета Жолнин смог с искренними интонациями рассказать универсальную историю и не скатиться в пошлость.
«Братья», режиссер Дархан Тулегенов, Казахстан
Акжол (Алишер Исмаилов), воспитанник детского дома, выходит во взрослую жизнь и заселяется в общежитие с отвязным соседом (Азат Жумадил). Вскоре он узнает от дяди, что у него есть единокровный младший брат — Дален (Айбар Салы), выпускник музыкальной школы, живущий в обеспеченной русскоязычной семье с мамой и отчимом и играющий на скрипке. Акжол встречается с ним, и вскоре они втроем с веселым соседом успешно стартуют на тропе криминала и грабят ночной клуб с дымовыми шашками и в противогазах. А затем старший брат предлагает младшему отправиться на поиски их отца. Только до этого надо совершить еще один налет — деньги на дорогу лишними не будут.
В драме дебютанта Дархана Тулегенова криминальные мотивы в духе «Хорошего времени» братьев Сэфди удачно сочетаются с библейскими аллюзиями. В начале и конце картины Дален сидит с родителями в церкви и слушает евангельскую притчу о блудном сыне, и при всей очевидной метафоричности это не смотрится излишне выспренно. Тулегенов не уходит в символизм и уверенно держит ритм жанрового кино до самого финала, достойного древнегреческой трагедии. Единственная претензия — надрыв, в который иногда уходят и режиссер, и актеры, часто переходящие на крик. Впрочем, давно забытый в кино мат из их уст звучит вполне аутентично. Премьера «Братьев» состоялась на кинофестивале в Ольденбурге, где картина получила приз жюри «Дух кино», а молодые актеры были награждены на фесте Asia Pacific Screen Awards, который часто называют азиатской премией «Оскар». Отдельно стоит отметить ласкающую глаз цветокоррекцию и оператора Шерхана Тансыкбаева, блестяще поработавшего со светом и картинкой.
«Бошетунмай», режиссер Амантур Ормук, Кыргызстан
Парень идет работать закладчиком, чтобы накопить на квартиру для семьи. Молодой боксер встречается с девушкой, не подозревая, что она работает вебкам-моделью. Юный и дерзкий делец совершает налет на лабораторию по производству мефедрона и подминает этот бизнес под себя. Тем временем милиция начинает расследование дела о возможном самоубийстве и всё плотнее сжимает кольцо вокруг наркодилеров.
Несколько сюжетных линий сплетаются в духе «Трафика» Содерберга и с самого начала понятно, что ничем хорошим ни одна из историй не закончится. И хотя монтажные нарезки деградации молодежи учат, что наркотики — зло, да и в целом третий фильм Амантура Ормука вышел довольно морализаторским и сентиментальным одновременно, в чувстве ритма ему не откажешь. Два часа пролетают почти незаметно, всем актерам веришь, и для криминальной драмы про вред мефедрона кино смотрится вполне зрелищно и бодро. Особенно запоминается сцена отстрела конкурентов во время просмотра ими фильма Такеши Китано.
Автор: Дмитрий Карпюк
Обложка: © Eastern Entertainment