Что смотреть: «Хищники» Родриго Сорогойена

18+

Французская пара Антуан (Дени Меноше) и Ольга (Марина Фоис) вот уже два года ведет фермерское хозяйство в живописной Галисии на севере Испании, восстанавливает заброшенные дома, чтобы привлечь туристов, и никому не мешает. Кроме живущих по соседству братьев Анта, старшего Сана (Луис Саера) и младшего, слегка отсталого Лорена (Диего Анидо), испанских реднеков, которым надоело жить в бедности. Вражда начинается, когда Антуан отказывается продать свой участок энергодобывающей компании для установки «ветряков», а значит, мешает продаже земли братьев, одиноких, озлобленных, живущих с престарелой мамой. Однако всю эту экспозицию зритель узнает уже в процессе просмотра и склеивает общую картину из впроброс сказанных фраз. Режиссер показывает последствия оставшихся в прошлом поступков — травлю Антуана, неуклонно набирающий обороты конфликт. Сначала косые взгляды и насмешки над играющим в фермера «лягушатником» в местном баре. Затем брошенные в колодец автомобильные батареи и загубленный урожай. Вскоре дело доходит и до прямого насилия. Единственный способ обороны, придуманный Антуаном, — фиксировать всё происходящее на видеокамеру, тем более что полиция, как водится, здесь бессильна.

Привычная дихотомия интеллигенции и народа помножена еще и на противопоставление «понаехавших» и местных и историческую ненависть испанцев к французам-колонизаторам. Конфликт знаком по многим фильмам, от «Соломенных псов» Сэма Пекинпа и «Мистера Маджестика» с Чарльзом Бронсоном до недавних «Не говори никому» и «По-мужски» с Антоном Лапенко, но Сорогойен избегает главной финальной награды — возмездия, а значит, и облегчения. Его поставленная по реальным событиям история максимально дискомфортна именно тем, что обманывает наши ожидания. Насилие и злоба не порождают реакцию, а наталкиваются на упорство и терпение, и тут важно, что главным героем в последней трети фильма становится сдержанная и тихая Ольга. Приехавшая взрослая дочь задает ей прямой вопрос: «Почему ты не уезжаешь?», на что мать отвечает, что это было бы слабостью. Именно в таком тихом противлении бытовому злу и есть, по мнению режиссера, настоящий героизм. Его обстоятельные и ощутимо длинные «Хищники», отмеченные призами кинофестивалей и идущие сейчас в российском прокате, просто рассказывают о сложной ситуации, избегают морализаторства и менторского тона. Уехать или остаться? Ударить или стерпеть? За кем правда — за нищими хмурыми крестьянами или обеспеченными интеллигентами, решившими пожить на земле?

Но все эти моральные вопросы не были бы так интересны, если бы не умело переданное режиссером тягостное ощущение грядущего краха. Ночную встречу с братьями, перегородившими дорогу и мешающими проезду, можно смело назвать одной из самых напряженных сцен года, хотя по сути она ничем не разрешается. Сорогойен как раз из тех режиссеров, которые могут создавать саспенс минимумом средств – как в драматическом триллере «Мать» про потерянного и вновь обретенного сына или в испанском ответе «Зодиаку», детективе «Прости нас, Господи» о поисках серийного убийцы. И конечно, нельзя не отметить главный актерский дуэт. Меноше, часто снимающийся у Франсуа Озона и неуловимо похожий на Михаила Полицеймако, и Фоис с ее выразительным взглядом идеально передали психологическое и душевное состояние тех самых хороших людей, с которыми без особых причин случаются плохие вещи.

Автор: Дмитрий Карпюк

Обложка: © Le Pacte, A Contracorriente Films