Что читать: «Ярость» Алекса Михаэлидеса

Алекс Михаэлидес — британский писатель греческого происхождения, автор самых популярных триллеров последних лет. Роман «Безмолвный пациент» был тепло встречен читателями и принес не один цент. Второй роман — «Девы» — был похуже, но не плачевен. А третий недавно выпустило в России издательство «Эксмо», назвав его главным триллером года. На русский «Ярость» перевела Ольга Акопян, и название читателя не обманывает: роман в самом деле полон страстей и ярких событий.

Стеклянная луковица

Лана Фаррар — известная актриса. У нее большой дом, много денег и островов в Эгейском море. Устав от рутины, она приглашает друзей провести там пасхальные каникулы. Среди гостей и актер Эллиот, наш рассказчик. Он много лет тайно влюблен в Лану. Компания приезжает на остров, но отдыхается им так себе: спустя пару часов Лану находят мертвой. Впрочем, мертвой ли? Может, это актерский перформанс?

Сюжет не предел оригинальности. Он во многом повторяет фильм «Стеклянная луковица» Райана Джонсона: друзья приезжают на остров богатого человека, происходит что-то плохое, а потом через флешбэки мы узнаем тайные мотивы туристов. Сначала печалишься из-за смерти девушки Ланы, а потом перед тобой раскрываются все новые слои луковицы, и твое отношение к происходящему кардинально меняется. Такое развлечение: взлеты и падения, как на американских горках. И оно Михаэлидесу удается — читаешь  с интересом.

На первых страницах тебя встречает живой и остроумный рассказчик. Он подкупает своей энергией, всячески подчеркивает свое неравнодушие к героям, иногда сбиваясь на интригующие лирические отступления:

«Ох, нечестно подсовывать свое мнение, так сказать, под шумок. Вот я хитрец, да? Пообещал быть объективным, насколько в моих силах, и позволить судить вам… Что ж, придется сдержать обещание».

Появляются другие герои: девушка Лана, ее сын, муж, подруга. Все они — типажи, хотя не без изюминки. Единственный непонятный герой — это сам рассказчик Эллиот, чудаковатый артист, который провел молодость с богатой пожилой актрисой по прозвищу «ведьма», а по-настоящему любит ровесницу Лану. Отношения у них страстные, но исключительно платонические. С Эллиотом и связаны главные сюжетные повороты в романе.

Собираясь на острове, герои хотят развеяться, отдохнуть от своих ролей в кино и повседневной жизни. Но их не покидает неприятное предчувствие. Местные мрачно сообщают, что остров проклят. А одной из приезжих кажется, будто дует недобрый ветер.

«Этот ветер словно божья кара — он возникал ниоткуда как гром среди ясного неба. Без предупреждения. Ярость — так называла его бабушка. И она не ошибалась».

«Яростный» ветер раздувает пламя, и далее по ходу действия становится все жарче. В целом весьма компетентный детективный роман, который не поражает глубиной и оригинальностью, но делает все необходимое и чуть больше — смотрите финальный сюжетный поворот.

Софокл не замолк

«Ярость» стилизована под греческую трагедию: роман разбит на пять действий и внутри них — на сцены. Помимо локации, есть другие отсылки к греческой культуре: например, подруга Ланы играет Клитемнестру в фильме по трагедии Софокла. Причем до приезда на остров она не способна проникнуться этой героиней:

«Она была не в силах разжечь в своей душе огонь, достойный греческой трагедии. Для этого нужно проникнуть во внутренний мир своей героини, в ее сердце и разум».

С ней должна случиться реальная греческая трагедия, чтобы она смогла в ней сыграть. Кроме того, рассказчик рассуждает о философии Гераклита, языческих богинях… Оно и понятно: Михаэлидес — писатель греческого происхождения. Но, что удивительно, совсем недавно мы писали о других популярных романах, которые также интерпретируют Софокла. Истории греческих трагиков продолжают волновать людей. И это не какое-то маргинальное увлечение: «Ярость», «Электра» и «Ариадна» — безусловные бестселлеры.

Поразительно, что даже в двадцать первом веке греческие истории не теряют своей актуальности. Прошло два с половиной тысячелетия, появились десятки новых религий, цивилизаций, человек изобрел автомобиль и интернет, покорил космос. Наша жизнь ни в чем не похожа на жизнь древних греков. И тем не менее в душевном плане человечество, судя по всему, не отдалилось от истоков. Мы, люди будущего, смотрим в прошлое не снисходительно, а с ностальгией, восхищаемся духовным превосходством цивилизаций прошлого, в том числе греческой.

Софокл, возможно, был бы удивлен, если бы узнал, что его наследие, большая часть которого даже не сохранилась, до сих пор влияет на умы, причем людей совершенно других цивилизаций, у которых уже нет ни Зевса, ни Посейдона, а есть только денежки и интернет. У греков была идея, что люди не развиваются, а деградируют: сначала прошел золотой век, потом серебряный, потом медный. Не знаем, из какого вещества сделан наш век, но Софокл наверняка назвал бы произошедшее с человечеством трагедией.

***

«Ярость» — роман, который порадует любого любителя детективов. Он содержит в себе все самое необходимое, и даже чуть больше. Ну а всем остальным можно не тратить время на нового Михаэлидеса — и так есть что почитать: тексты нашей, греческой, египетской цивилизаций…

Автор: Лев Кузьминский