Александра Маринина — культовый автор детективов. Она написала около пятидесяти книг, тираж которых составляет более 50 миллионов копий. Последний роман Марининой в прошлом году вышел в издательстве «АСТ». В «Тьме после рассвета» Маринина обращается к предыстории своей знаменитой героини — детектива Анастасии Каменской. Действие книги разворачивается в 1982 году. Роман интересен прежде всего тем, как в нем показана эпоха застоя и работа правоохранительных органов.
Такая разная милиция
По сюжету тринадцатилетние мальчик и девочка уходят в кинотеатр и таинственно исчезают. А в городе орудует маньяк, убивающий подростков, и родители тревожатся. Начинается расследование, к которому подключаются майор милиции, сотрудник уголовного розыска, КГБ, а также Настя Каменская, недавняя выпускница юрфака МГУ.
Маринина интересно показывает работу разных следственных органов. Здесь нет одинокого сыщика вроде Шерлока Холмса. Вернее, есть, но она только вышла из института и ничем не руководит. В деле замешана куча людей, которые преследуют свои интересы, конкурируют друг с другом, борются за повышение. Но при этом все же хотят, чтобы подростки вернулись домой, и каждый вносит небольшой вклад в разгадку.
Маринина известна тем, что грамотно изображает работу следователей. В 1995 году ей даже была присуждена премия МВД России за лучшее произведение о работе российской милиции в книгах «Смерть ради смерти» и «Игра на чужом поле». В «Тьме после рассвета» Маринина верна себе: она подробно описывает, как инстанции взаимодействуют, конфликтуют друг с другом. Добавляет реализма то, что работа следователей лишена всякой романтики. Для героев «Тьмы после рассвета» расследование не интригующее развлечение, как у Донцовой или Устиновой, а осточертевшая работа.
Изображение эпохи
Детектив Анастасия Каменская, которая может быть известна вам по другим книжкам Марининой или одноименному сериалу, здесь совсем молодая девушка, выпускница юрфака. Ее юность пришлась на эпоху Брежнева, со смерти которого начинается роман. Черненко и Андропов начинают борьбу за власть, грядут перемены. В «Тьме после рассвета» описан момент политических переломов, когда «те, кому есть что терять, начинают люто ненавидеть тех, кому терять нечего».
После смерти бессменного лидера всех мучит неизвестность. Главные герои задаются вопросами: «Что теперь будет? Как будет? Новый министр примется расставлять «своих» людей на все руководящие посты, начнется небывалая перестановка кадров. Кто уцелеет?»
Кроме того, люди постепенно разочаровываются в идеологии Советского Союза. Сотрудник уголовного розыска Череменин рассуждает, что даже в коммунистическом государстве будут преступники, потому что они не пережиток буржуазного мира — люди просто злые, идеального общества не построить. «Преступность должна быть только в капстранах, злобных и неправильных, где угнетают рабочий класс, а при социалистическом строе все сплошь хорошие, здоровые и честные», — с иронией говорит Череменин.
Есть и другие атрибуты эпохи застоя. Например, одного из героев называют Гогой в честь героя фильма «Москва слезам не верит». В целом, Маринина хорошо передает чувство потерянности, усталости от лицемерной идеологии, которое знакомо нам по «Полетам во сне и наяву», «Охоте на лис» и другому кино морального беспокойства СССР.
Понравится ли бабушке
Стоит ли покупать «Тьму после рассвета» старшим родственникам или лучше выбрать последний детектив Дарьи Донцовой или Татьяны Устиновой, двух других популярнейших авторов детективов? Я рассказывал о каждой из писательниц и теперь сравню их.
Можно сказать, что Маринина — представитель жанра интеллектуального детектива. У нее многостраничные романы, иногда по несколько томов, серьезные. Общее качество текста заметно лучше, чем у Донцовой и Устиновой; книжки выходят реже, за ними стоит кропотливая работа. Однако обстоятельные романы без юмора, романтики, иронии порой кажутся занудными. К тому же дотошность не всегда оправдана. Литературный критик Григорий Дашевский писал: «В романах Александры Марининой все всё друг другу дотошно объясняют. Официант не может ограничиться вопросом «какой кофе желаете»?, а обязательно перечислит сорта: «Нескафе», «Пеле», «Якобс», эспрессо, капучино, по-турецки?».
Романы Донцовой, с другой стороны, рассчитаны на непритязательного читателя. Они сентиментальны, с кричаще глупыми обложками, плохим юмором, насыщены штампами настолько, что иногда задумываешься, не составлены ли они искусственным интеллектом. Детективы Донцовой производятся конвейерно, по много романов в год; они рассчитаны на то, чтобы их прочли в электричке, а потом выбросили вместе с проездным билетом и забыли.
Устинова, в отличие от коллег, пришла в литературу уже в двухтысячных. Она заняла нишу детективов не для умных и не для глупых — для средних умов. Ее книжки достаточно приятно написаны и приправлены иронией, чтобы читатель не чувствовал себя идиотом. Однако все штампы на месте. Ужас убийств у Устиновой практически нивелирован, на первом плане герои — популярные писатели и их мещанские беседы о литературе. От романов Устиновой веет чем-то провинциальным, но они по-своему живые. По крайней мере, нет чувства, что их написал робот.
Выбор детектива зависит от того, что вам ближе: безыскусная книжка-загадка наподобие судоку, вялая история с наивно-возвышенными персонажами или неглупый нудноватый роман. А возможно, лучше подарить бабушке то, чему вы были бы рады сами.
Автор: Лев Кузьминский