Что читать: «Типа я. Дневник суперкрутого воина» Ислама Ханипаева

Российский автор Ислам Ханипаев за несколько лет стал культовой фигурой современной литературы. Его художественный роман «Типа я. Дневник суперкрутого воина» в прошлом году рассказал историю о школьнике из Махачкалы, который потерял маму и придумал себе воображаемого друга. Книгу Ханипаева, вышедшую в издательстве «Альпина. Проза», высоко оценили критики и читатели. Она интересна дагестанским колоритом и историей о преодолении травмы, которая отзовется в душе представителя любого народа.

Типа сюжет

У восьмилетнего Артура много проблем.

Во-первых, у Артура погибла мама, и теперь он живет в приемной семье. Мама попала под машину, это был несчастный случай. Но Артур уверен в обратном. Мама ведь не могла просто так взять и исчезнуть, ее у Артура забрали. Мальчик считает, что маму специально убили, поэтому Артур должен готовиться к «великой судьбе воина», вырасти и отомстить за нее. В этих рассуждениях, мечтах о реванше слышится страшная обида мальчика на несправедливый мир взрослых.

Во-вторых, Артура обижают в школе, но приемной маме рассказывать об этом нельзя: ребята перестанут его уважать. Артур внушает себе, что ничего против драк не имеет, соглашается со школьными правилами.

«А мы любим драться и побеждать, а потом опять драться», — твердит про себя Артур.

Но, конечно, ему не нравится приходить домой в синяках и хочется дружбы, нормального общения. Дети в школе с непривычными для нас именами Гаджи, Мурад, Анвар на нормальное общение не настроены, у них борьба за власть.

В-третьих, Артуру нравится одноклассница, и как с ней общаться — непонятно. Когда девочку обижают в школе, Артур заступается за нее и дерется. Но спокойно поговорить с ней у Артура получается с трудом. Когда девочка благодарит героя за мужество, он только смущается. Он так стесняется девочек, что даже принимает «обет безбрачия». Лишь бы не иметь с ними дела.

Чтобы пережить все трудности, Артур придумывает себе друга, которого называет суперкрутым воином Али. Али, в отличие от Артура, никогда не теряется и всегда знает, что делать. Он рассказывает Артуру, как стать крутым, и помогает преодолеть проблемы в семье и школе.

Типа смысл

Хотя роман написан просто и весело, рассказывает он о вещах серьезных. Главный герой, живя в приемной семье, называет маму «типа мамой», приемного брата «типа братом». А самое грустное, что он называет себя «типа я». Пережив травму, Артур больше не доверяет миру, его мучат сомнения, он везде ощущает обман, подмену. Себе Артур кажется хилым, хрупким мальчиком, скорее даже бледным подобием мальчика, «типа мальчиком». Слабое эго нуждается в подпитке, и находит он ее в фигуре суперкрутого воина Али, которому неведомы страхи и сомнения.

Если обращаться к терминологии Эрика Берна, автора книги «Игры, в которые играют люди», воин Али воплощает в себе фигуру внутреннего родителя, а мальчик Артур — внутреннего ребенка. Благодаря урокам Али Артур со временем становится полноценным взрослым, который сочетает в себе ребенка и родителя.

В конце романа автор благодарит Тайку Вайтити за «Кролика Джоджо» — другую историю, где у ребенка был воображаемый друг и авторитет. Герой фильма Вайтити рос в нацистской Германии, и его воображаемым другом был Адольф Гитлер: благодаря пропаганде мальчику внушили мысль, что диктатор лучший жизненный учитель. Герой фильма проходит путь от восхищения своим героем, его силой и решительностью, до разочарования в нем. Мальчик, научившись у воображаемого Гитлера всему хорошему, изгоняет его из своего сознания, потому что понимает — немного мужества в жизни не помешает, но жестокость и ненависть ни к чему хорошему не приводят.

Похожая судьба у героя книжки Ханипаева. Воин Али, конечно, помогает Артуру не растеряться, но многие его уроки мальчик со временем перерастет: «Если решил быть крутым, то должен перестать делать уроки»; «Если хочешь говорить плохие слова, надо их часто говорить»; «Если ждешь на скамейке, то надо грызть семечки». Али дает и специфические советы, которые уместны только на родине мальчика: «Жиесть» — слово которое нужно всем». Весь этот «мачизм» для Артура ответ на тревогу, которую мальчик с возрастом преодолеет.

Всем нам бывает непросто. В трудных ситуациях мы ищем опору в фигурах, которые сильнее и смелее нас. Часто они могут быть грубыми, агрессивными. Преодолев сложности, мы понимаем, что эти люди нам, в общем-то, не нужны. Ведь настоящее мужество не в том, чтобы материться и драться. Оно в готовности меняться и расти над собой. Артур, повзрослев, не дорастет до суперкрутого воина Али, но станет сильнее его. Он станет не «типа мальчиком» или «типа воином», а просто Артуром.

***

«Типа я. Дневник суперкрутого воина» — трогательный роман о взрослении. За простым и шутливым стилем скрываются сложные и серьезными темы, размышления о психологии человека, о кризисах, через которые мы все проходим. Роман Ханипаева будет интересен всем, кто интересуется молодой прозой.

Автор: Лев Кузьминский