Татьяна Устинова входит в тройку самых популярных российских писателей, она написала около пятидесяти книг, суммарный тираж которых составляет более 38 миллионов копий. Основная аудитория Устиновой — пожилые дамы, среди которых и моя бабушка. Я решил понять, почему книги писательницы имеют такой успех, прочёл ее новый роман «Роковой подарок» и нашёл несколько ответов на свой вопрос.
Симпатичная героиня-романтик
Главная героиня романа — знаменитая писательница Маня Поливанова — уезжает из Москвы в провинциальный город в поисках вдохновения. Там Маня Поливанова становится свидетельницей преступления: на её глазах убивают местного жителя. Маня Поливанова немедленно начинает расследование убийства, ещё не понимая, в какое опасное и неоднозначное предприятие ввязалась.
Как доложила бабушка, Маня Поливанова появляется и в других романах Устиновой. Эта героиня и её белая собачка, которая «очень напоминала свинью», не впервые озаряют страницы устиновских детективов. Как мы узнаем из текста, Маня Поливанова — девушка красивая, но неформатная: неловкая, высокая, в очках; переживает, что не занимается улучшением фигуры и не ходит на фитнес; у неё «и возраст уж давно вышел, а замуж никто не берет!» Ее образ, напоминающий героинь советских мелодрам вроде «Самой обаятельной и привлекательной», старомоден, но он не отталкивает, а кажется иронично-ностальгическим.
Маня Поливанова — настоящий романтик. Для неё важны только искусство и литература. «Лучше книг ничего не может быть на свете! — говорит Маня Поливанова. — Если у вас есть еда и книги — значит, жизнь есть!» Это ли не трогательно?
Приятный мир
Мир, в котором живет Маня Поливанова, такой же романтичный, сладковатый и странноватый, как и она сама. В этом мире книжки важны каждому. Детективы Мани Поливановой мгновенно разбирают во всех книжных магазинах города, читатели сметают и старые, и новые произведения автора. Все увлечены романами Мани Поливановой, заинтригованы её планами на следующие книжки, пытаются рассказывать ей собственные истории, чтобы та увековечила их в литературе.
Писательница в этом мире — это что-то вроде популярной актрисы или певицы. Маня Поливанова — самая настоящая звезда, поклонники на каждом шагу делают с ней селфи, берут у нее автографы. Следователи предлагают ей, как опытному автору детективов, самой расследовать преступления.
Занятно, что молодой человек Мани Поливановой — златокудрый красавец Алекс Шан-Гирей — тоже успешный писатель, которого многие считают гением: «Такие ресницы и кудри должны были барышне достаться, а достались… литературному гению!» При этом в чём заключается гениальность Алекса Шан-Гирея и Мани Поливановой в романе не сказано; в его реальности то, что люди пишут, само по себе заслуживает большого уважения. Писатель здесь — одна из самых востребованных профессий, разговоры о возвышенном — обыденная часть жизни. Вероятно, существование, пусть и на бумаге, такого приятного мира действует успокаивающе. Окунуться в него на пару часиков — бальзам на душу.
Крепкие диалоги
Диалоги, лёгкие, ироничные и местами остроумные, — самая сильная часть романа. Читать беседы Мани Поливановой с другими персонажами интересно, не так важно, касаются ли они преступлений или того, что Пастернак — это чай и собаки, — а Мандельштам — это кофе и кошки.
Я явно не целевая аудитория этого романа, но оценил непринужденный диалог Мани Поливановой и провинциального водителя такси, который они ведут, глядя на переходящих дорогу оленей: главная героиня отмечает, что у оленей «дивные белые попы», а водитель рассказывает: «Попы белые, чтоб оленёнок взрослых не потерял. А так он видит пятно и бежит за ним», — довольно познавательно.
Интригующий сюжет
Читатель, усыпленный благополучием мира Мани Поливановой, потрясен жестоким преступлением, которое бросается расследовать главная героиня. В конце романа убийцей, по законам жанра, оказывается персонаж, на которого никто бы и не подумал, а до этого Мане Поливановой предстоит пообщаться с каждым из героев, в каждом усомниться. Ты сомневаешься вместе с ней, и догадаться, кто убийца, и правда не получится. На протяжении всего «Рокового подарка» Татьяна Устинова, признанный мастер детективного жанра, удерживает напряжение и сохраняет интригу.
Книжка не поделена на главы — предполагается, что “Роковой подарок” будет прочитан за один раз. Периодически встречаются иллюстрации, не особо примечательные, но органично дополняющие роман. Персонажи на этих иллюстрациях напоминают актеров из телевизионных детективов, которые смотрит за готовкой моя бабушка. Роман Устиновой стилистически близок таким сериалам.
У Татьяны Устиновой симпатичные герои, качественный уровень текста, забавные диалоги, интригующий сюжет. Понятно, почему ее книжки пользуются успехом — они легкие, веселые и захватывающие. Хотя «Роковой подарок» довольно вторичен и не привносит ничего принципиально нового в жанр детектива, это приятная и хорошо написанная книжка. Она пригодится, если вы хотите скоротать время в электричке, но если вы моложе шестидесяти, то стоит поискать чтиво позабористей.
Автор: Лев Кузьминский