Что читать: «Эффект Сюзан» Питера Хёга

Питер Хёг — самый известный в России датский автор. По популярности с ним может сравниться разве что Ганс Христиан Андерсен. Тридцать лет назад роман Хёга «Смилла и ее чувство снега» стал бестселлером. Книга рассказывала о девушке-иностранке и ее непосредственном взгляде на лживую европейскую культуру. С тех пор Хёг выпустил несколько романов, в которых писал более-менее о том же: об аутсайдерах, которые пытаются выжить во враждебном современном мире. Не стала исключением и последняя книга писателя «Эффект Сюзан», которая вышла в России в издательстве «Симпозиум» пару месяцев назад. В романе гармонично сочетаются мистика, философия и детектив.

Снежная королева

По сюжету романа Сюзан обладает особым даром. Ей все доверяют. Каждый новый знакомый начинает делиться с Сюзан секретами. Дар оказывается проклятием, когда умением Сюзан решает воспользоваться так называемая «Комиссия будущего». Это секретная могущественная организация наподобие иллюминатов. Сюзан вынуждена принять участие в расследовании, которое угрожает ей и ее семье.

История о «Комиссии будущего», возможно, слишком уж запутана. Не она ценна в романе. Интересен, в первую очередь, взгляд героини на происходящее. Возьмем типичную для триллера сцену: главный герой опрашивает члена могущественной организации. Тот проговаривается. На следующий день главный герой находит труп человека, с которым вчера разговаривал. Как поступает герой? Если он нормальный человек, то пугается и звонит в полицию. Если самодовольный детектив наподобие Шерлока Холмса, то обыскивает труп, помещение и продолжает самостоятельное расследование.

Сюзан поступает иначе. Она садится рядом с убитой девушкой из секретной организации и гладит ее плечи. «Я чувствую, что она была одинока большую часть своей жизни. Я как будто полюбила ее, особенно за последние полчаса. Как может быть, что симпатия и сочувствие к человеку увеличивается после смерти?» Смерть для Сюзан — это лишь этап жизни, который открывает в людях что-то новое. Сюзан не нужно никуда звонить, суетиться. Лучше усесться рядом с погибшим едва знакомым человеком и прочувствовать глубокую связь между вами, которой не было при жизни. Возможно, нежные чувства к застывшему, почившему, обледеневшему в стиле снежной королевы Ганса Андерсена в целом присущи датской культуре. Вспомним магнум опус Питера Хёга «Смилла и ее чувство снега»: героине на похоронах кажется, что с помощью снега «Вселенная прячет мертвого под перину, чтобы ему никогда больше не было холодно».

За Сюзан наблюдаешь с интересом на протяжении всего романа. Когда дочь спрашивает, изменяла ли она папе, Сюзан отвечает: «Да. Несколько раз». И рассуждает: «Кое-кто считает, что есть информация, от которой следует оберегать детей. Тот, кто придерживается такого мнения, не знаком с эффектом». Сюзан и сама подвержена тому, что вызывает в других: ей нужно раскрываться, говорить правду. Она не терпит лицемерия, видит людей сквозь их маски. Секрет эффекта Сюзан на поверку оказывается прост: если хочешь, чтобы другие были честны с тобой, будь сама честна с ними и самой собой.

Поэт аутсайдеров

Детективный сюжет для Хёга лишь возможность поговорить на любимую тему: о современном мире, лживом и искусственном. А также о редких людях, которые не стесняются быть самими собой. Эта особенность оказывается одновременно и даром, и проклятием подобных персонажей.

В «Условно пригодных» Хёг рассказывает о детях, которые не находят места в мире взрослых. В «Смилле и ее чувстве снега» героиня становится аутсайдером благодаря культурным различиям: она, любящая природу полугренладка-полудатчанка, живет в европейском обществе, где главное — утехи и успехи. В «Женщине и обезьяне» пронзительный взгляд на современность исходит от примата, который по случайности оказывается в Лондоне. В «Эффекте Сюзан» главная героиня выделяется благодаря сверхъестественным способностям.

Возможно, Хёг и сам немного аутсайдер. Писатель нелюдим, не контактирует с прессой и читателями. Он живет в доме далеко от шумного города и наслаждается одиночеством. Он хорошо знает, как приятно бывает уединение. Неслучайно Смилла в его романе говорит: «Одиночество для меня свет милости  Божьей. Закрывая за собой дверь своего дома, я всегда осознаю, что совершаю к себе милосердное деяние».

В отшельничестве Хёг увлечен двумя вещами. Во-первых, он пишет. Отрицая достижения цивилизации, Хёг не пользуется компьютером. Он пишет ручкой на бумаге и рассчитывает, что читать его будут так же: на страницах бумажных книг. Во-вторых, Хёг несколько часов в день медитирует. Возможно, впадая в транс, он уже не раз пережил и эффект Сюзан, и чувство снега Смиллы, но никогда нам об этом не расскажет.

Новый роман Хёга «Эффект Сюзан» понравится поклонникам детективов и мистики, однако не отпугнет и любителей интеллектуальной прозы. Хотя он не так оригинален, как «Смилла и ее чувство снега», читаешь с большим интересом.

 

Автор: Лев Кузьминский