Московские истории: Всё включено, или Как БКЛ вобрала в себя все стили московского метро

В абсолютном большинстве метрополитенов мира каждая из линий — отдельный архитектурный ансамбль. Просто потому что строились линии чаще всего в одну или, максимум, в две очереди, по единому проекту. В России такая традиция тоже была — в железнодорожном строительстве: например, для Николаевской железной дороги были выстроены одни типовые вокзалы, для Северной (Ярославской) — другие.

Но вот московское метро — совершенно другое дело: здесь принята архитектурная пестрота в рамках одной линии.

Причин тут сразу две. Во-первых, линии в их нынешнем виде строились очень не сразу: на Сокольнической, например, можно за час с небольшим проехать через станции от 1930-х до 2020-х годов постройки. Понятно, что архитектура у них совершенно разная, от пропорций до материалов. А во-вторых, даже в рамках одной очереди и на одной линии станции строились разными архитекторами с установкой на неповторимость: визуально они должны были легко отличаться друг от друга, а каждая в идеале должна была быть дворцом.

Например, построенная в ограниченные сроки и завершенная полностью Кольцевая линия (1948 — 1954) имеет двенадцать станций, над каждой из которых работала своя команда архитекторов. Авторы линии — И. Е. Рожин, Н. Я. Колли, Л. Н. Павлов, Л. М. Поляков, К. С. Рыжков, Г. А. Захаров, З. С. Чернышёва, А. В Щусев, В.Д. Кокорин, В. Г. Гельфрейх, М. А. Минкус, А. Н. Душкин, А. Ф. Стрелков, И. Г. Таранов, Н. А. Быкова, Е. И. Катонин, В. К. Скугарев, Г. Е. Голубев и другие.

Очевидно, что каждая из получившихся в итоге станций (при том, что, конечно, Кольцевая — памятник именно сталинской архитектуры) имеет свое лицо. От помпезно-формальных «Таганской» или «Краснопресненской» до неорусской «Добрынинской», богатырской «Комсомольской» и разноцветной «Новослободской» — в ансамбль эти станции не сложить, слишком они разные, хотя каждая и превосходна по-своему.

Итак, у нас в метро повелось, что пассажиры одной и той же линии на своем пути встречают архитектурно очень разные станции. Кстати, это отличное подспорье в навигации: взглянул за окно и опознал станцию, если не впервые едешь по этой линии.

Станция «Варшавская» БКЛ / Фото: © Михаил Колобаев / Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы

Большая кольцевая линия (БКЛ) в этом смысле была архитектурным вызовом. И запросто могла бы традицию нарушить. Потому что обе фундаментальных причины пестроты прежних станций мосметро — уже не актуальны. Строилась линия в сжатые сроки, да еще и в форме кольца — значит, и проекты станций делались примерно в одно время. К тому же, времена великих архитекторов-одиночек прошли: над проектами работают профильные архитектурные бюро, к тому же весьма скованные в своем творчестве технологией и экономикой процесса. Того царства мрамора, дерева и бронзы, что проектировалось и строилось в середине ХХ века, сейчас нет — дорого и немодно.

Станция «Текстильщики» БКЛ / Фото: © Лена Грачева / Москва Меняется

Тем не менее — и это вполне удивительно — оформление станций БКЛ получилось не просто разным, а отсылающим к архитектурным стилям других линий метро. Так что внимательный пассажир, проехав по Большому кольцу, прочтет в оформлении станций почти полную летопись истории московского метро (конечно, в современном прочтении).

Станция «Сокольники» БКЛ / Фото: © Лена Грачева / Москва Меняется

Начнем, например, с первой очереди — как это определяют знатоки, метро в стиле московского ар деко (хрупкий стиль, который быстро эволюционировал в монументальную сталинскую архитектуру). 1935 год постройки — изящные высокие колонны, экзотическое оформление разными средствами, от кафеля до сграффито. Добро пожаловать на «Сокольники» БКЛ — станцию, которая смыкается с одной из конечных первой очереди. Что мы видим здесь? Те же высокие, обшитые серым мрамором колонны, а в качестве декора — панно, плафоны, стенопись в духе русского авангарда (который еще очень даже чувствовался в архитектуре первых станций мосметро).


Станция «Рижская» БКЛ  / Фото: © Лена Грачева / Москва Меняется

Далее — зрелый «сталианс», длившийся в метро двадцать лет, с 1938 года до конца пятидесятых. Его найти на БКЛ труднее всего, надо искать специально. И все-таки отсылки к нему тоже есть: выйдите на «Рижской» (которая пересаживает на одну из последних станций в сталинском стиле), вглядитесь в гигантские арки. Чем не рифма к «Добрынинской»?

Станция «Варшавская» БКЛ / Фото: © Михаил Колобаев / Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы

Эпоха «сороконожек» — простых станций с прямыми колоннами, которые во множестве построены с 1960-х по 1980-е — воплощена в БКЛ не копиями и не рифмами, а самыми что ни на есть оригиналами: бывшая Каховская линия с тремя станциями («Каширская» — Варшавская» — «Каховская»), сданная как часть Замоскворецкой в 1969-м, вошла в состав Большого кольца полностью.

Станция «Марьина роща» БКЛ / Фото: © Лена Грачева / Москва Меняется

Дальнейшее — «мраморный брутализм» восьмидесятых — девяностых годов найдем на станциях «Савеловская» (пересадка на построенную в 80-х станцию «серой» линии) и «Марьина роща» (линия с этой станцией открыта в 2010 году, но спроектировано это было ранее). Взглянем на рифленые своды залов, толстенные облицованные мрамором пилоны — и вот же он, этот вполне заметный стиль.


Станция «ЦСКА» БКЛ / Фото: © Михаил Колобаев / Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы

Остальные станции сделаны в современном, утилитарном стиле — много света и нержавещей стали, стеклянные перегородки и безбарьерная среда. Но маячки, уникальные декоративные штучки раскиданы по БКЛ равномерно: вот вам знаменитая рыба на «Нагатинском затоне», вот футболисты на «ЦСКА», вот открытые взорам чугунные тюбинги на «Рижской» и «Савеловской».

Станция «Нагатинский Затон» БКЛ / Фото: © Лена Грачева / Москва Меняется

Кстати, они уже стали городскими достопримечательностями (и рыба! Точнее, особенно рыба!). А значит, ключевая «стилистическая ДНК» московского метро сохраняется: каждая станция по-своему уникальна.

 

Автор: Антон Размахнин

Обложка: © Лена Грачева / Москва Меняется