Чем современные школы отличаются от тех, в которых учились мы?

— От доброты и ласки все расцветает!

— Распускается, милочка, распускается!

х/ф «4:0 в пользу Танечки»

В относительно недалеких 2000-х годах учителя ходили по классу с протянутой рукой, собирая у выплевывающих в принудительном порядке учеников прямо им в ладонь жвачки, и лупили особо «одаренных» линейками куда придется за сорванный урок или хамское поведение.

Сегодня то ли цифровизация повлияла на успокоение детских умов, то ли учителя нашли панацею от нервов, а может, проблема «отцов и детей» сходит на нет – в общем, стало как-то спокойнее.

Сами педагоги рассказывают, что психологическое оздоровление действительно произошло благодаря новым технологиям. Современные методические средства, различные приложения и образовательные платформы, интерактивные доски, электронные дневники и оперативное взаимодействие с учениками и их родителями с помощью смартфонов, — всё это позволило не только сэкономить время, но и раскрыть потенциал: теперь как для учителей, так и для учеников появилось больше возможностей для повышения квалификации, участия в различных конкурсах и олимпиадах.

Ещё один секрет гармонизации психологического состояния «обитателей» школ — в новом формате самих учебных заведений. В течение последних 10 лет правительство города разрабатывало и тестировало самые разные формы и конфигурации и, наконец, пришло к единому стандарту строительства образовательных учреждений.

Несмотря на то что звучит это всё слегка заумно, по факту всё очень просто: новый стандарт подразумевает совершено иную от привычного нам «совка» конфигурацию зданий школы как внешне, так и внутри (эдакие Хогвартсы в миниатюре с акцентом на маглов); применение суперсовременных строительных материалов (краска с ионами серебра, металлопластиковые окна, утепленные фасады и т. д.); установку прогрессивного технического оборудования для обучения (интерактивные доски, планшеты, проекторы).

Другими словами, если раньше кабинеты основных предметов — русского языка, математики, физики и литературы — могли быть разбросаны по учебному заведению, то теперь они находятся в одном крыле, причем в самом светлом, во избежание излишней нагрузки на глаза учащихся.

А вот второстепенные уроки (иностранные языки, ИЗО, физкультура, труд, музыка) теперь преподают в другом крыле. Оно ничуть не хуже, здесь более креативное пространство. Например, залы для хорового пения и баскетбола оборудованы раздвижными перегородками и могут трансформироваться в более объёмное помещение для проведения спортивных соревнований, конкурсов, олимпиад.

В кабинетах иностранного языка есть возможность разделения пространства на два помещения. Причем перегородки имеют неплохую звукоизоляцию, так что английское «Хэллоу!» даже не долетит до соседей, желающих друг другу «Гутен таг!».

Москва, конечно, ушла далеко вперед в плане прогрессивного строительства, в отличие от того же Подмосковья (я уж не говорю о регионах). И если здесь в школах еще существуют актовые залы с не сдвигаемой высокой сценой, выкрашенной тремя слоями уже отколупывающейся терракотовой краски, театральными занавесами и скудноватым светом, то в столице – это уже другие помещения: здесь нет ничего лишнего, много света, «гибкие» перегородки, простор и телескопические трибуны с театральными креслами на разных уровнях. В случае реорганизации пространства они автоматически складываются одним нажатием кнопки, превращая зал в многофункциональную зону.

Как говорится, «легким движением руки» теперь практически любое школьное помещение может превращаться в тайную или явную комнату, склад, бальную залу. Интересно, а что дальше? Может, в ближайшем будущем и несущие стены можно будет трансформировать, чтобы в случае наплыва учеников уже увеличивалась площадь самого здания?..

Автор: Акулина Край

Обложка: © Михаил Колобаев / Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы