Московская стена (вернее, башня) плача (“Стена плача” — это главная иудейская святыня, находящейся в Иерусалиме. Иудеи называют подлинную стену «Западная стена» и она представляет собой остаток внешней ограды Иерусалимского Храма, разрушенного римлянами) и просьб тоже существует и находится в Новодевичьем монастыре. Это Напрудная башня монастыря, именуемая неофициально ещё Софьиной. В ней (в помещении около неё) сидела в заточении сестра Петра Первого Софья после подавления стрелецкого бунта.
Фото © Полина Наседкина / Москва меняется
В середине 2000-х годов возникло поверье, что башня и Софья помогают страждущим людям (об этом рассказывали и по телевидению). К башне началось паломничество, усиливающееся с каждым годом.
Фото © Макс Тимофеев / Москва меняется
Сегодня сотни людей приходят к башне и стене рядом с ней, оставляют записки с просьбами к Софье, пишут на стенах мольбы, именуя Софью святой, хотя она не канонизирована. Прикладывая левую руку (та, что ближе к сердцу) к башне, просят удачной сдачи экзаменов, помощи в получении квартир, рождении детей, каются, плачут, умоляют, благодарят. Руководство монастыря безуспешно несколько лет борется с этой традицией (башню регулярно красят, просят не писать, высаживали даже розы около неё), но людей приходит все больше, у стены и башни уже образовались вытоптанные площадки.
Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется
Царевна Софья, очень образованная женщина, прожила в монастыре с 1698 года до своей смерти в 1704 году. Сначала она жила в благоустроенном здании у ворот монастыря. После того, как её попытались освободить стрельцы, Софью перевели в стрелецкую караульню у башни, где она жила до конца своих дней. Есть легенда, согласно которой Софья умерла от несчастной любви, спрыгнув с башни. Верить этому не стоит, но дух Софьи, как видим, тревожит сердца людей до сих пор. Кстати, именно так, с народного почитания, часто начинается путь того или иного исторического лица к официальной канонизации. Пример Матроны Московской весьма нагляден.
Фото © Макс Тимофеев/ Москва меняется
В целом же появление в последнее время такого рода «мистических» мест (башня, скульптуры на Площади Революции, нулевой километр и пр.), где люди совершают некие ритуалы и ждут помощи и поддержки, свидетельствует о том, что у многих людей в последние годы исчезла надежда на привычные формы помощи (родные и близкие, друзья, врачи, государство) и осталась сфера ирреального, в которой с одной стороны нос собаки на станции метро и башня, с другой стороны мощи и иконы Матронушки. Но сила, которая направляет людей, одна и та же. Безысходность, одиночество и безнадёжность.
Текст © Антон Волошин / Москва меняется