Концепция миниполиса: новый формат городской жизни

О том, как девелоперу удается продвигать семейные ценности через формирование определенной городской среды, о концепции миниполиса и о том, как успешно работать в сотворчестве с жильцами и потенциальными покупателями квартир, информационному порталу «Москва Меняется» рассказал Антон Борисенко, генеральный директор девелоперской группы «Сити-XXI век».

ММ: – Расскажите, что представляет собой концепция миниполисов, которые возводит ваша компания, и как эта концепция зародилась?

А.Б.: – Концепция «Миниполис» родилась в 2010 году. Тогда она стала ответом на наши поиски нового формата жилья в условиях, когда стремительными темпами развивался рынок, менялась психология потребителей.

«Среда для жизни», «добрососедские отношения», возрождение в больших городах понятия «малая родина» – сейчас эти фразы стали общеупотребительными в отношении жилья… сложно представить, что когда-то это было новацией, но это так! Концепция «Миниполис» идеологически объединила все, что важно для покупателей: удачное местоположение и удобные планировки, развитую инфраструктуру и парковые зоны и т.д.

Над всем этим – важная социальная надстройка, работа с запросами жителями, соседский клуб, создание новых рабочих мест и возможности для бизнеса. Наш первый миниполис появился в Строгино – его история примечательна тем, что в создании нашего центрального спортивного объекта, дворца спорта «Янтарь», принимала самое деятельное участие известный тренер Елена Анатольевна Чайковская.

Изначально дворец строился для школы фигурного катания «Конек Чайковской», а стал крупнейшим спорткомплексом и драйвером развития района. Сейчас в «Янтаре» открыты десятки секций для будущих чемпионов и различные спортивные студии. Это центр притяжения нашего миниполиса Строгинский, в составе которого – несколько крупных жилых комплексов, учебный корпус Высшей школы экономики, стадион, соседский клуб, два парка и множество объектов инфраструктуры.

ММ: – В чем ценности, которые лежат в основе концепции миниполисов, которые вы
продвигаете?

А.Б. – Одно из определений наших миниполисов – «город семейных ценностей». Это не просто слова: более половины наших жителей семьи с детьми, причем у многих по трое, по четверо. Наши жители считают, что это неслучайно, так как условия жизни в миниполисе очень располагают к тому, чтобы иметь большую семью. Всегда создаем условия для спорта, здорового образа жизни – это и парки, и наши спортивные объекты, площадки во дворе.

Например, в миниполисе Самоцветы в Люберцах построили первый на тот момент в городе бассейн. Творчество, самореализация, развитие – все это важно как для самых юных наших жителей, так и для тех, кто переезжает в миниполисы в зрелом возрасте.

Многие жители открывают в миниполисах свой бизнес – салон красоты, пекарню, детский центр или ведут свои направления в соседском клубе, что очень удобно для мам, сидящих с детьми. Миниполис – это также дружеская атмосфера и взаимовыручка, совместные добрые дела. Если изначально благотворительные акции проходили по нашей инициативе, сейчас жители сами часто становятся их организаторами.

ММ: – Некоторые застройщики возводят целые микрорайоны с инфраструктурой, ведут также определенную социальную политику… В чем отличие ваших миниполисов от таких проектов?

А.Б.: – Мы не расстаемся с жителями после сдачи объекта в эксплуатацию – с этого момента для нас, можно сказать, все только начинается. Управление жилыми комплексами переходит к партнерской управляющей компании «Техстрой», социальным наполнением занимается группа «Миниполис». Это другой уровень ответственности и совершенно иной подход к развитию среды, более выгодный для жителей.

Взять хотя бы качество строительства, оснащение, структуру и наполнение коммерческих помещений – когда знаешь, что тебе с этим дальше работать, отношение совершенно другое. Важно, что каждый миниполис создается в сотворчестве с потенциальными покупателями, новоселами, жителями. Это открытый проект, и этим он интересен. Мы проводим онлайн-опросы и встречи, общаемся в соседском клубе и на площадке Совета миниполиса.

ММ: – Может быть, есть конкретные примеры уже реализованных совместных инициатив?

А.Б.: – Конечно. По просьбе жителей миниполиса Радужный мы высадили аллею из лип, установили фонари, лавочки, разбили клумбы – сейчас это любимое место для прогулок и украшение всего микрорайона. С удовольствием по этой аллее прогуливаются и новоселы квартала «Краски жизни», и наши потенциальные покупатели.

В Строгино жители очень хотели заниматься вокалом, в ответ на их просьбы нашли профессионального педагога, и миниполис запел! Решения для новых проектов мы разрабатываем также с учетом мнения жителей и потенциальных новоселов: это касается, к примеру, квартир с отделкой.

Также большое внимание уделяем развитию общественных пространств: это и особые зоны для отдыха и общения во дворе, и спортивные объекты, и помещения внутри дома. Даже холлы в подъездах и на этажах у нас выполняют не только транзитную, но и общественную функцию: например, в Радужном там устраивают благотворительные ярмарки.

Панорамные холлы «Янтарного города» – это детские спортивные площадки, места для музыкальных вечеров, бильярдная и т.д. И, конечно, фирменный элемент каждого миниполиса – соседский клуб, ведь одной из главных для нас является идея добрососедства.

ММ: – Есть мнение, что в современном мире все меньше значения имеют семейные ценности. Вы же разрабатываете концепции проектов, где сделан упор именно на поддержку таких ценностей – и получаете положительный отклик со стороны людей. Но есть ли трудности в реализации именно такой идейной составляющей вашей социальной политики?

А.Б.: – Мы работаем для аудитории, которая разделяет наши ценности. Другое дело, что ради них порой приходится чем-то жертвовать с финансовой точки зрения. Наверно, нам было бы выгоднее сдавать или продавать коммерческие помещения тем, кто предлагает лучшую цену – а среди них есть и алкогольные магазины, и бары.

Но вместо этого мы готовы поддержать, к примеру, несетевой детский обучающий центр, который открывает наш житель. В этом плане наша позиция созвучна эпиграфу дореволюционной газеты «Ведомости»: «Прибыль превыше всего, но честь дороже прибыли». Для «Сити-XXI век» социальное предпринимательство является ценностной платформой всего бизнеса: в чем-то жертвуя прибылью, создаем благоприятную и безопасную среду для жителей, контролируем качество услуг, поддерживаем малый бизнес и даем возможность жителям работать рядом с домом.

Соседские клубы, которые компания организует в каждом жилом комплексе, совершенно точно создавались не для прибыли – на самоокупаемость они стали выходить лишь недавно.  Главной задачей было создание сообщества жителей. Кстати, вслед за нами создавать клубы для жителей стали и другие застройщики – идея, что называется, пошла в народ, чему мы очень рады.

Что касается трудностей, о которых вы упомянули, здесь можно вспомнить еще одно известное выражение – «делать добро выгодно». Как правило, интересы девелопера совпадают с тем, что диктует социальная ответственность. Все добровольные обязательства, которые берет на себя застройщик, автоматически плюсуются к конкурентным преимуществам объекта.

ММ: – Безусловно, специалисты вашей компании отслеживают все новые тенденции, компания старается оперативно реагировать на запросы потенциальных покупателей. Что из таких запросов больше всего изменилось за время существования ваших миниполисов? Что востребовано сегодня у людей? А что, наоборот, уже не актуально?

А.Б.: – В целом этот запрос можно сформулировать как «гармоничный образ жизни». Мы уже не говорим о том, что наше жилье «больше, чем квартира» и человек покупает не просто квадратные метры, а «среду для жизни» – это стало привычным.

Следующий шаг заключается в том, что человек сам формирует эту среду и создает тот образ жизни, который ему максимально комфортен. Это свой маленький бизнес и работа в двух шагах от дома, возможность заниматься любимым хобби, находить баланс между карьерными достижениями, семьей и личным развитием. То, что мы закладывали в наши миниполисы, сейчас стало трендом и получило развитие. И в этом есть созвучие с общими тенденциями.

Например, представители hr- индустрии сейчас часто говорят о так называемом «бирюзовом» будущем компаний. В «бирюзовых» компаниях нет жестких рамок, сотрудники мотивированы по большей части интересом к работе, готовы к свободе и ответственности – это более гибкая система, где нет стереотипов. По этой аналогии и жилье становится живой экологичной системой, где человек выступает как свободный творец своей жизни – в меру своих возможностей, разумеется.

Если говорить о конкретных запросах покупателей, основная коррекция произошла после кризиса 2014 года. Клиенты стали более осторожно подходить к покупке: из хорошего выбирают лучшее, тщательно взвешивают все варианты.

Большое внимание уделяют эргономике планировок (никто больше не хочет платить за бесполезные площади), архитектуре жилых комплексов, озеленению. Среди факторов, влияющих на решение о покупке, первые места прочно удерживают соотношение цена/качество, местоположение, инфраструктура, репутация застройщика. Востребованными становятся квартиры с отделкой – они занимают все большую долю рынка.

ММ: – На строительство какой инфраструктуры вы делаете акцент в ваших миниполисах и почему?

А.Б.: – Изначально миниполисы задумывались как территория здорового образа жизни. Кроме спортивных сооружений, мы создаем площадки для спорта и активного отдыха. Например, в новом квартале «Краски жизни» их два десятка. Не менее важны, на наш взгляд, парки и зеленые аллеи для неспешных прогулок – это «обязательная программа» для каждого нашего миниполиса. Конечно же, в рамках контракта строим школы и детские сады, а также медицинские объекты.

В этом году в Радужном открываем семейный торговый центр «Ларец», спроектированный известным архитектурным бюро Chapman Taylor. По своей концепции, духу и наполнению он будет соответствовать всему, что мы делаем в миниполисах.

Это совершенно новый формат на рынке: не просто центр товаров и услуг, но и социальный центр. Кстати, финальный список арендаторов – это результат нашей совместной работы с жителями.

ММ: – Кого вы видите своими партнерами и единомышленниками в плане развития и формирования новой городской среды?

А.Б.: – Наши главные партнеры – это клиенты, новоселы и жители. Лучшие архитектурные бюро и дизайнеры – только им мы можем доверить облик наших миниполисов. Учимся у коллег, активно работаем с научным сообществом, ведущими урбанистами и социологами.

Ценим поддержку со стороны городской администрации. И так как год для нас юбилейный, «Сити-XXI век» исполняется 20 лет, хочу воспользоваться случаем и поблагодарить за поддержку всех, кто помогает нам, разделяет наши идеи и ценности, а также способствует тиражированию нашего опыта.