Как мы сообщали ранее, китайская компания China Railway Construction Corporation (CRCC) до конца 2019 года построит на Юго-Западе столицы три станции Второго кольца метро: «Аминьевское шоссе», «Мичуринский проспект» и «Проспект Вернадского». А также проложит 4,6 км тоннелей между ними.
Кроме этого, CRCC и правительство Москвы подписало рамочное соглашение об участии китайских специалистов в строительстве новой линии метро от станции «Улица Новаторов» Второго кольца до станции «Столбово» в Новой Москве.
Стоимость контракта на строительство трех станций ТПК – 22,98 млрд руб., что более чем на 2 млрд рублей ниже начальной максимальной цены. По данным руководителя департамента строительства Москвы Андрея Бочкарева, китайская компания должна завершить работы в декабре 2019 года. Среди претендентов на этот подряд были и российские компании, в частности компания «Ингеоком», которая предложила сумму в 24,36 млрд рублей, что на два млрд рублей больше. Но, на выбор в пользу компании из КНР во многом повлияла ее безупречная репутация. Как отметил в комментарии газете «Ведомости» партнер Strategy Partners Group Александр Ованесов, китайцам нет равных по производительности труда: они строят быстро и с низкими издержками. «Первая станция метро в Шанхае открылась в 1993 г., сейчас протяженность линий – 588 км, на них расположено 365 станций», – пояснил он.
Известно, что специалисты CRCC привезут в Москву свое оборудование, тоннелепроходческий комплекс и 200 специалистов: в основном инженеров и управленцев. А вот будут китайские рабочие если и будут, то немного.
По словам главы московского Стройкомплекса Марата Хуснуллина, привлечение CRCC к строительству метро не приведет к массовому притоку рабочей силы из Китая. Потому, что «это экономически нецелесообразно и не выгодно самой китайской строительной корпорации», – пояснил он.
Переговоры об участии китайской компании в строительстве новых станций метро велись несколько лет. Договоренность была достигнута в рамках визита мэра Москвы Сергея Собянина в КНР аж в 2014 году. По данным «Ведомостей», планировалось, что китайцы инвестируют собственные деньги в строительство метро, а, чтобы оправдать эти вложения, мэрия может разрешить построить им часть транспортно-пересадочных узлов на этих линиях. Однако тогда договориться не удалось. Сейчас стороны договорились.
Рабочий визит Сергея Собянина в КНР, 2014 год (фото: lenta.ru)
Пока не ясно, что будут строить специалисты КНР в составе ТПУ – гостиницы ли, магазины или развлекательные комплексы, но их присутствие только тремя станциями и тоннелем не ограничится. По словам Марата Хуснуллина, уже подписано рамочное соглашение об участии китайских специалистов в строительстве новой линии метро – от станции «Улица Новаторов» до станции «Столбово» Сокольнической линии в новой Москве.
Государственная корпорация China Railway Construction Corporation Limited (штаб-квартира в Пекине) одна из крупнейших государственных строительных компаний в КНР. Не покидает престижный список Fortune Global 500. Только в рамках концепции межрегионального развития «Экономический пояс «Шелкового пути» и «Морской шелковый путь XXI века», компания получила подряды на 111 проектов, общая сумма которых составляет 15,11 млрд долларов.
По словам главы CRCC Ци Сяофэй, «сейчас сотрудники корпорации работают в 37 странах мира. И ведут строительство железных и автомобильных дорог, а также объектов недвижимости в Азербайджане, Афганистане, Грузии, Казахстане, Туркмении. CRCC уже сдала заказчикам скоростные железные дороги Анкара-Стамбул и Эфиопия-Джибути».