АРХИТЕКТУРА ОБРАЗОВАНИЯ: КАКОЙ БУДЕТ ШКОЛА БУДУЩЕГО

В деловом квартале «Романов двор» прошла дискуссия в формате Urban Talks «Школьная архитектура как инструмент развития личности».

В дискуссии приняли участие главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, Татьяна Васильева, заместитель руководителя Департамента образования Москвы, Тим Флинн, глава архитектурного бюро Tim Flynn Architects (Великобритания), Нияз Гафиятуллин, директор АНОО «Международная школа Казани», Михаил Мокринский, директор школы-пансиона «Летово», Марк Сартан, руководитель проекта «Умная школа» и Марина Битянова, директор центра психологического сопровождения образования «Точка ПСИ». Модерировал дискуссию партнер КБ «Стрелка» Алексей Муратов.

АРХИТЕКТУРА ОБРАЗОВАНИЯ: КАКОЙ БУДЕТ ШКОЛА БУДУЩЕГО

Как отметил Алексей Муратов, все школы, выполненные по индивидуальным архитектурным проектам, проектируются в основном на деньги частных инвесторов, государство выпускает типовые проекты. Хотя, в России, как и во всем мире идет активный поиск новых архитектурных решений для школ, которые, по сути, становятся вторым домом для учеников на девять-одиннадцать лет.

«Для меня странно слышать, – ответил главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, – что Московская область делает по госзаказу только типовые проекты. Это контрпродуктивный подход, который говорит против здравого смысла. Наша задача – не сэкономить и галочку поставить, а человека вырастить с определенным уровнем ментальности».

Интересные примеры школ будущего уже есть: московская «Хорошевская прогимназия», школа №14 в Пушкино. К 2020 году будет построена школа для одаренных детей в Летово, проектируется «Умная школа» в Иркутске, которая, также, как и московская школа в Летово, обещает стать главным архитектурным событием 2020 года. 

АРХИТЕКТУРА ОБРАЗОВАНИЯ: КАКОЙ БУДЕТ ШКОЛА БУДУЩЕГО

UWC Dilijan College

 

На постсоветском пространстве пример новой архитектуры – международная школа UWC Dilijan College в Армении, спроектированная английским архитектурным бюро Tim Flynn Architects и открытая в 2014 году. По словам архитектора Тима Флинна, который участвовал в дискуссии, прежде чем начать работу над UWC Dilijan, он посетил больше 40 школ по всему миру в поисках лучших архитектурных решений. При этом из всего многообразия необходимо было выбрать те, которые сработали бы в данном месте, поскольку всегда нужно учитывать локальные особенности и окружающую среду, чтобы органично вписать здание в существующее пространство. «Архитектурная концепция UWC Dilijan помогла нам достичь нескольких целей – сделать школу центром притяжения региона, вписать ее в окружающий горный ландшафт Дилижана, а также сделать процесс обучения более гибким и эффективным благодаря многофункциональности пространств внутри школы и за ее пределами», – сказал Тим Флинн. 

АРХИТЕКТУРА ОБРАЗОВАНИЯ: КАКОЙ БУДЕТ ШКОЛА БУДУЩЕГО

Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов отметил – Москомархитектура понимает, что каждая школа должна обладать индивидуальностью. «Чтобы стало понятно, насколько это важно, приведу простой пример – наверняка, все читали «Гарри Поттера», где есть удивительная школа Хогвартс. Она играет значительную роль в произведении, напрямую участвует в формировании характеров главных героев, сюжетных линий. И в реальном мире образ школы играет огромную роль: на месте, где происходят события, завязаны все истории», – пояснил Сергей Кузнецов. Он рассказал, что с сентября 2012 года Москомархитектура оформила 68 свидетельств об утверждении архитектурно-градостроительных решений образовательных учреждений, среди них – «Хорошевская прогимназия», «Летово» в Новой Москве. По словам Сергея Кузнецова, сегодня особенно важен конструктивный межведомственный диалог с участием архитекторов и представителей сфер образования.

АРХИТЕКТУРА ОБРАЗОВАНИЯ: КАКОЙ БУДЕТ ШКОЛА БУДУЩЕГО

 

СЕРГЕЙ КУЗНЕЦОВ:

«Московские школы согласно международным рейтингам входят в лидеры образования. Все это требует, безусловно, и новых проектных решений, учитывающих специфику постоянно развивающейся образовательной среды, в которой все большую роль играют информационные технологии»

 

 

 

Алексей Муратов напомнил, что России разворачивается масштабное строительство школ: в ближайшие 10 лет должны появиться тысячи новых учреждений на 6,6 млн мест. Бюджет этого федерального мегапроекта – 2,8 трлн рублей – почти вдвое превышает затраты на подготовку сочинской Олимпиады. 

Начальник ГКУ Дирекция по строительству и реконструкции Департамента образования города Москвы Яна Стретович рассказала о масштабных планах Москвы по строительству школ. По ее словам, только в этом году планируется реализация нескольких десятков проектов.

Нияз Гафиятуллин, директор АНОО «Международная школа Казани», заметил, что сейчас необходимо сделать так, чтобы учитель мог выбрать модель для взаимодействия с учениками. И если архитектура современной школы — это, условно, классы разного объема и универсального назначения, то учитель точно так же должен быть готов к тому, что в его арсенале должна быть не одна методика преподавания, а десять или двадцать. 

АРХИТЕКТУРА ОБРАЗОВАНИЯ: КАКОЙ БУДЕТ ШКОЛА БУДУЩЕГО

Международная школа Казани

 

«Школа – это не просто образовательное пространство, она выполняет функции по формированию управленческой и культурной среды», – добавил Михаил Мокринский, директор школы-пансиона «Летово», которая откроется в 2018 году. 

О необходимости учитывать индивидуальные особенности детей напомнила директор центра психологического сопровождения образования «Точка ПСИ» Марина Битянова. «При работе над концепциями образовательных учреждений архитекторам необходимо учитывать то, что их посещают дети с различными особенностями и приоритетами. Например, если одним нужно больше открытого пространства, прозрачных перегородок и панорамных окон, то другим в таком случае может не хватать места для уединения».