Маркетплейс Ozon запускает продажи легкомоторных самолетов российского производства, сообщает «Коммерсантъ».
В частности, сначала площадка предложит шесть аппаратов — пять СП-30 Первого ОКБ (Таганрог) по цене от 9,7 млн руб. и двухместную амфибию Borey (Borey Aircraft, Самара) за 15 млн руб. Позже ассортимент планируют пополнить самолетами для туризма и экстремального спорта.
Правила покупки авиатехники на маркетплейсе будут схожими с приобретением автомобилей. После онлайн-оплаты клиент выбирает дату и место доставки. Далее стороны заключают договор купли-продажи и продавец подает в Росавиацию документы на передачу права собственности на самолет. После аппарат доставляют по указанному адресу (аэродром желательно подготовить заранее).
По словам замгендиректора по продажам и маркетингу Первого ОКБ Артема Кочергина, ежегодно предприятие производит 12–15 СП-30, но при повышении спроса готово увеличить выпуск до 48 и более. Ранее конструкторское бюро предлагало продукцию на своей площадке и на специализированных сайтах. Тем не менее частный спрос на СП-30 растет с 2021 года, а санкции его еще усилили. Так что выход на маркетплейсы может привлечь клиентов среди физлиц.
Однако эксперты «Ъ» отмечают, что российские легкомоторные самолеты будут востребованы в основном в сфере авиахимработ. Так, для удобрения и защиты небольших полей от вредителей чаще используют беспилотники, но обработать обширные площади можно только с самолета, так что спрос в сельском хозяйстве будет постоянным.
При этом легкая авиация вряд ли привлечет много частных покупателей. И причина не столько в дефиците предложения (которое в том числе зависит от поставок китайских двигателей), сколько в регуляторной политике, в относительно дорогой эксплуатации, в нехватке аэродромов и в сложностях с получением удостоверения пилота.
Обложка: © Simon Fitall / Unsplash