С 2022 по 2023 год выручка российских онлайн-кинотеатров выросла на 45 % — с 55,8 млрд до 80,9 млрд руб., сообщает РБК со ссылкой на информационно-аналитическое агентство TelecomDaily.
Тройка крупнейших платформ осталась прежней. На первом месте — «Кинопоиск» («Яндекс»): его доля на рынке выросла за год с 26,9 до 35,6 %. На втором, несмотря на снижение с 20,3 до 17 %, остается «Иви», третьим стал Wink (предприятие «Ростелекома» и Национальной медиа группы) — 15,3 %.
Основной источник дохода — платная подписка: прибыль от нее за год выросла с 50,2 млрд до 75,6 млрд руб., в том числе из-за увеличения тарифов. В этой категории по-прежнему лидирует «Кинопоиск» (34,9 %), на втором месте — Wink (16,1 %), на третьем — «Иви» (15,7 %). За год доля рекламы снизилась с 10 до 8 %, хотя прибыль от нее выросла с 5,6 млрд до 6,3 млрд руб.
Новое направление в онлайн-кинотеатрах — лицензирование и продажа прав на свои проекты (originals). За год доходы от партнерских интеграций, продажи контента и его выхода в кинопрокат на большом экране выросли более чем на 30 % — с 9,9 млрд до 14,2 млрд руб. В сфере лицензирования на первое место вышел онлайн-кинотеатр Start (сериалы «Медиатор», «Вампиры средней полосы», «Два холма», «Содержанки») — 30,6 % общих доходов. Второй стала «Амедиатека» (обладатель прав на сериалы HBO «Игра престолов», «Дом дракона», «Эйфория» и т. д.) — 26,9 %, на третьем месте — «Кинопоиск» с 18,3 %.
Эксперты РБК подтвердили увеличение и выручки, и аудитории, и времени просмотров. Основные причины роста рынка — развитие экосистем онлайн-кинотеатров, укрепление партнерства между телеканалами и сервисами и повышение интереса к российскому контенту. При этом ключевой драйвер — это originals: например, на Kion проекты сервиса смотрят более 70 % подписчиков. Свою роль играет и технологическое усовершенствование отечественных платформ.
Тем не менее в Start прогнозируют, что скоро развитие originals сбавит темпы, а участники рынка станут осторожнее с оценкой проектов и с инвестициями. Соответственно, в 2024 году рост рынка онлайн-кинотеатров замедлится и составит 30–35 % год к году.
Обложка: © Jens Kreuter / Unsplash