Что смотреть: «Любите ли вы Брамса?» Анатоля Литвака

12+

Дизайнер Пола Тессье (Ингрид Бергман) живет в Париже и работает в небольшом магазинчике. У нее есть любовник Роже Демаре (Ив Монтан), который не пропускает ни одной симпатичной девицы, верная служанка и много свободного времени. Однажды Роже предлагает ей заработать, занявшись дизайном квартиры говорливой мадам Ван дер Беш. Пола знакомится с ее сыном Филиппом (Энтони Перкинс), веселым и инфантильным повесой, который моложе ее на 15 лет и, кажется, по уши в нее влюбляется. Сорокалетняя женщина поначалу ведет себя с ним сдержанно, но после совместного посещения концерта Брамса чувствует, что не может устоять. Роже видит, что происходит прямо у него под носом, и, конечно же, ревнует, однако продолжает изменять Поле со своими Мэзи — так он называет всех своих любовниц (в роли одной из его пассий мелькает незабываемая Анжелика — Мишель Мерсье). А когда Роже уезжает в недельную командировку, происходит то, что должно было произойти. Впрочем, роман Полы и Филиппа оказывается недолговечным — слишком уж они разные.

Анатолий Михайлович Литвак, эмигрировавший из СССР в 1925 году, успел поработать в Германии монтажером в фильме Георга Вильгельма Пабста «Безрадостный переулок», снимал кино в Англии и Франции, но настоящий успех пришел к нему в Голливуде. «Долгая ночь» и «Извините, ошиблись номером» считаются классикой нуара, а драма «Змеиная яма» с Оливией де Хэвилленд номинировалась на «Оскар». Экранизация романа Франсуазы Саган «Любите ли вы Брамса?», известная также под английским названием «Снова прощай», — классическая мелодрама и, пожалуй, самый романтичный из фильмов Литвака.

При этом его нельзя назвать сентиментальным или приторным: героиня Ингрид Бергман делает свой выбор, который приводит ее к разбитому корыту. В финале фильма она возвращается к исходной точке и фактически оказывается в его начале, и тут зритель получает неожиданную, но вполне закономерную ложку горечи.

Вообще красивая Бергман в нарядах Диора и изысканный Монтан в роли ловеласа — главное, ради чего стоит смотреть этот фильм. Утомительно балагурящий и кривляющийся Перкинс не выглядит как самый очевидный объект желания успешной и образованной дамы, пусть даже и мучающейся от одиночества. Впрочем, это не помешало звезде «Психо» получить в Каннах серебряную премию за лучшую мужскую роль. Но и его героя-любовника можно стерпеть, и уж точно никак не получается критиковать Полу за ее выбор: фон из парижских кафе, дансингов и бульваров может вскружить голову даже самой благоразумной из женщин.

Автор: Дмитрий Карпюк

Обложка: © Argus Film; Mercury Productions