Африканский континент всегда манил советских кинематографистов ореолом экзотики и вызывал почти непреодолимое желание дружить. Иногда желание было взаимным.
Сенегальский акробат и иллюзионист Кадор Бен-Салим приехал из Марокко в Москву в 1912 году, стал популярным цирковым артистом тбилисского цирка и после революции вступил в Красную Армию, где служил в кавалерии под командованием дивизии Василия Чапаева. В 1923 году он сыграл в «Красных дьяволятах», немом приключенческом фильме про трех юных разведчиков-красноармейцев. Цирковой псевдоним Бен-Салима стал именем его героя, так что Мише и Дуняше помогал бить банды махновцев чернокожий уличный акробат Том Джексон.
Кадр из фильма «Красные дьяволята», 1923 / © Грузия-фильм
Начало было положено. Вообще угнетенные Америкой рабы казались практически побратимами представителей рабочего класса, сокрушивших оковы старого мира. Вот если бы еще чернокожие братья смогли разобраться с проблемой расизма на загнивающем Западе! В Америке времен сегрегации и Ку-Клукс-Клана это было не так уж просто, оставалось только болеть за них сердцем и дружить на расстоянии. Но были случаи, когда дружба народов приносила свои плоды — негры приезжали в СССР и оставались там жить.
Кадр из фильма «Великий утешитель», 1933 / © Межрабпомфильм
— Эта страна не Америка, это Африка! — говорил Дику Сэнду перепуганный раб Геркулес в «Пятнадцатилетнем капитане», снятом сразу после Великой Отечественной, в 1945-м. Сыгравший его Вейланд Родд — американский театральный актер, отметившийся до войны в постановках «Императора Джонса» и «Отелло». Приехав в 32-м году в СССР для съемок несостоявшегося фильма о расизме в США «Черное и белое» (решение закрыть проект было принято политбюро из-за недовольства американских дипломатов), Родд решил там и остаться. Он был принят в труппу Мейерхольда, а на следующий год уже дебютировал в «Великом утешителе» Льва Кулешова, хотя практически не знал русского языка. Кулешов был очень доволен его стараниями, обаянием и способностью схватывать всё на лету. В результате Родд стал штатным негром сталинского кинематографа и сыграл, кроме Геркулеса в экранизации романа Жюля Верна, Джима в «Томе Сойере» (1936), туземца по имени Ур в «Миклухо-Маклае» (1947) и безымянного американского солдата во «Встрече на Эльбе» (1949).
Кадр из фильма «Цирк», 1936 / © Киностудия «Мосфильм»
Ллойду Паттерсону, другому афроамериканцу, оставшемуся после сорвавшихся съемок вместе с Роддом в Москве, тоже повезло с работой. Дизайнер по образованию, он работал над убранством гостиницы «Метрополь» и Кремля и умер в 42-м, в результате осложнений после контузии, полученной во время бомбежки Москвы. С кино Паттерсон был связан несколько опосредованно — его сын Джеймс сыграл сына героини Любови Орловой в хите советского проката «Цирк» (1936) Григория Александрова. Американская циркачка скрывает от всех чернокожего ребенка и боится огласки, которой ее шантажировал подлый немец. Однако советская публика принимает ее, даже узнав страшный секрет, а Мэрион находит в СССР новую жизнь и отца для малыша-негритенка. «Хоть буро-малиновый» — говорит ей один из героев фильма. Вот он, победивший интернационализм в действии.
Сюжет музыкальной комедии в известном смысле предвосхитил реальные события. В 1943 году таким негритенком, принятым в Советском Союзе с распростертыми объятиями, стал Толя Бовыкин. Сын работницы архангельского порта и неизвестного американского матроса, доставлявшего в рамках ленд-лиза стратегические грузы во время войны, сыграл свою звездную роль в «Максимке» (1952), экранизации рассказа мастера прозы на морскую тему Константина Станюковича.
Кадр из фильма «Максимка», 1952 / © Киевская киностудия; Совэкспортфильм
В 19-м веке добрые русские матросы с корвета «Богатырь» подбирают негритенка с потерпевшего крушение американского невольничьего корабля. До того знавший только обращение «бой», мальчик начинает учить русский, откликаться на имя Максимка и становится лучшим другом сильно пьющего матроса Лучкина (замечательная роль Бориса Андреева). Под влиянием маленького друга Лучкин исправляется и почти совсем забывает про зеленого змия, а Максимка превращается в полноценного члена команды корвета, юнгу по фамилии Богатырев. Несмотря на откровенно карикатурные образы американцев и морально устаревшее отношение матросов к мальчику как к диковинной зверюшке, фильм до сих пор смотрится весело и увлекательно — этому помогают и яркие насыщенные краски, и молодой Вячеслав Тихонов в роли обходительного офицера с блестящим знанием английского, и бравый боцман Николай Крючков. Увы, в реальности у Максимки всё сложилось более печально — роль мальчика-раба так и осталась у Толи Бовыкина единственной. Через пять лет он умер от водянки, развившейся у него после травмы головы.
Кадр из фильма «Тысяча окон», 1968 / © Киностудия «Беларусьфильм»
По-настоящему черная тема получила развитие в 60-х. Прежде всего речь об «африканской трилогии» Алексея Спешнева, снятой на студии «Беларусьфильм». В особенности стоит отметить ее первый фильм «Тысяча окон» (1968) про надежды и чаяния интернациональной компании студентов МГУ. Один из них — африканец Жюль, которого не ждет на родине ничего хорошего, кроме кровавого режима, поэтому за него очень переживает его возлюбленная, испанка Розита. Впрочем, не все репрезентации чернокожих в кино тех лет были настолько серьезны. Достаточно вспомнить фантастическую сатирическую комедию Эльдара Рязанова «Человек ниоткуда» (1961). Обильно нагуталиненный Сергей Юрский играет Чудака, дикаря из племени тапи, который приезжает с антропологом Поражаевым (Юрий Яковлев) в Москву и попадает в массу комичных ситуаций.
Кадр из фильма «Человек ниоткуда», 1961 / © Киностудия «Мосфильм»
Вообще использование блэкфейса, белых актеров, загримированных под черных, было достаточно популярно в советском кино. Высоцкий, сыгравший пращура Пушкина в «Сказе про то, как царь Петр арапа женил» (1976), Наталья Крачковская в роли служанки Кончиты в «Человеке с бульвара Капуцинов» (1987), музыкант «Вежливого отказа» Дмитрий Шумилов, известный как негр Витя в «Ассе» (1987), Сергей Бондарчук в роли Отелло в одноименном фильме 1955 года, наконец… Любопытно, что Лариса Долина, сыгравшая чернокожую певицу в комедии Карена Шахназарова «Мы из джаза» (1983), уже дарила свой голос настоящей черной актрисе в «Приключениях Тома Сойера и Гекльберри Финна» (1981) Станислава Говорухина. Сейчас это выглядит по меньшей мере странно. Однако иногда блэкфейс применялся и для вполне остросоциальной критики. В прибалтийском телефильме «Черный как я» (1969) по одноименному нонфикшену американского журналиста-социолога Джона Говарда Гриффина главный герой гримируется под чернокожего, чтобы на своей шкуре почувствовать всю бесправность его положения в капиталистической Америке 60-х годов.
Кадр из фильма «Мы из джаза», 1983 / © Киностудия «Мосфильм»
Встречались и откровенно анекдотические случаи. Так, Георгий Данелия в экранизации Марка Твена «Совсем пропащий» (1973) выбрал на роль беглого раба Джима студента РУДН Феликса Имокуэде, не подозревая о его благосостоянии. Оказалось, это сын нигерийского миллионера, который очень разволновался, что его сын будет играть в кино в опасных сценах на воде и предложил купить надежное иностранное судно, чтобы съемки прошли без происшествий. Режиссер отказался и попросил Феликса никому не рассказывать о своих миллионах, чтобы съемки часом не прикрыли.
Кадр из фильма «Совсем пропащий», 1973 / © Киностудия «Мосфильм»
Со временем тема Африки в частности и дружбы народов в целом ушла из советского кино, но ее следы нет-нет да и мелькнут на экране в самый неожиданный момент: африканские маски как экзотические диковинки украшали не одну квартиру в кинематографе эпохи застоя. Впрочем, как знать — возможно, эту моду в российском кино ждет новый ренессанс.
Автор: Дмитрий Карпюк
Обложка: © Грузия-фильм