И во время Великой Отечественной спорт жил, а многие спортсмены героически сражались на фронте

С одной стороны, лето — время отпусков. И у спортсменов тоже: соревнований мало. С другой — в четверг, 22 июня, было 82 года с начала Великой Отечественной войны, и «Москва Меняется» никак не может пройти мимо такой даты. Так что сегодня — небольшой исторический экскурс в те времена через призму спорта и судеб спортсменов.

***

Но для начала всё же — про анонсированное на прошлой неделе событие. В матче за Суперкубок России среди женских команд сошлись в минувшие выходные на московской «ВЭБ Арене» футболистки ЦСКА и питерского «Зенита». В итоге основное время закончилось вничью — 1:1 (голы на счету Екатерины Пантюхиной у чемпионок России из Санкт-Петербурга и у Екатерины Братко у обладательниц Кубка страны из столицы), а в серии пенальти сильнее оказались «сине-бело-голубые», которые и увезли в Северную Пальмиру почётный трофей.

***

Кого в первую очередь надо вспомнить в эти дни? Наверное, стоит начать с трёх олимпийских чемпионов 1952-го, которые не просто прошли войну, а выжили в концлагерях! Это борец классического стиля Яков Пункин, штангист Иван Удодов и гимнаст Виктор Чукарин.

Кто-то удивится — как это возможно? Да ещё в таких видах спорта, где требуется в первую очередь физическая сила! Наверное, всё дело в том, что у этих людей была невероятная воля.

Иначе, впрочем, и не выжили бы…

Где-то сыграл роль и случай. Так, Удодов никак не мог набрать вес после концлагеря — даже в санаториях, подразумевавших усиленное питание, куда его отправляли. И ему посоветовали… заняться тяжёлой атлетикой. Врач, высказавший такое мнение, основывался на народной мудрости: клин клином выбивают. И помогло!

Кстати: во время Второй мировой войны, конечно же, Олимпийские игры не проводились (последние на тот момент — и летние, и зимние — прошли в 1936 году в Германии). В 1940-м их должна была принять Япония, но соревнования отменили.

Про Якова Пункина вашему автору лично рассказывала первая советская олимпийская чемпионка Нина Пономарёва (Ромашкова), пережившая, кстати, немецкую оккупацию, а потом победившая в метании диска в олимпийском Хельсинки в том 1952-м:

«Я присутствовала на той финальной схватке Яши. И помню, что когда он победил и судья поднял его руку, то все увидели на ней татуировку. Номер, выколотый в концлагере. Так судья тут же закатал рукав, показал свой номер: оказалось, что они в одном лагере сидели!»

А первым в истории СССР олимпийским призёром стал гребец Юрий Тюкалов, переживший блокаду Ленинграда…

***

Обладатель Кубка СССР 1936 года в составе московского «Локомотива» Пётр Теренков после Великой Отечественной работал директором стадиона в Черкизове, а с фронта вернулся ни много ни мало с двумя медалями — «За боевые заслуги» и «За отвагу».

Первой из них забивавший в знаменитом турне баскам Теренков был награждён за то, что 28 августа 1943 года, проявляя смелость в бою, сменил раненого товарища и выдвинул миномёт на другую позицию, преградив путь противнику. И — цитирую архивные документы — «уничтожил 27 немецких солдат». Второй — уже за то, что 26 марта 1945 года держал бесперебойную связь в течение суток, «благодаря чему советская пехота вышла на восточную окраину Данцига», а затем (опять же цитата), «будучи раненым, не ушёл с поля боя, а продолжал держать радиосвязь».

***

Нельзя не вспомнить и Михаила Антоневича, награждённого орденом Отечественной войны II степени, который потом стал заслуженным мастером спорта, капитаном всё того же «Локомотива» и даже киноактёром (снимался в фильме «Спортивная честь»). Кстати, дожил он до 90 лет!
Андрей Крушенок, игравший в легендарной «команде лейтенантов», был награждён орденом Славы 3-й степени. Процитируем и тут официальные документы той поры:

«В ночь на 25 апреля 1945 года, участвуя в операции в районе северной окраины деревни Оберпауловец, проявил храбрость. По сигналу старшего группы ворвался в траншею, уничтожил ручной пулемёт противника вместе с прислугой, схватил выбежавшего из блиндажа гитлеровца… Крушенок передал пленного другим, а сам вместе с красноармейцем Буториным остался выносить раненого с поля боя, прикрывая вынос раненого огнём из автомата…»

***

И даже в те дни, когда над страной нависла смертельная опасность, многие известные спортсмены отправились на фронт, а спортивные организации готовили снайперов, разведчиков и бойцов-рукопашников, проводились соревнования.

Так, в 1942-м, когда Москву уже отстояли, но продолжались тяжелейшие бои в ходе Ржевско-Вяземской операции, несмотря ни на что, прошла традиционная легкоатлетическая эстафета по Садовому кольцу. А в сентябре того же года на московском стадионе «Динамо» бегун-стайер Феодосий Ванин установил целых три рекорда: на дистанции 20 километров побил высшее мировое достижение (его время — 1 час 3 минуты 51 секунда), а также обновил рекорды страны на 15 километров и в часовом беге!

***

Ну а в конце весны или начале лета (тут данные разнятся) 1942-го в Ленинграде — ещё когда продолжалась блокада! — прошёл вошедший в анналы истории футбольный матч, призванный показать, что город не сломлен. Сыграли команды «Динамо» и Ленинградского металлургического завода, а зрителями в основном были раненые, которые лечились в госпиталях по соседству, а также рабочие завода «Вулкан», свободные от смены.

Некоторые футболисты были настолько истощены, что даже выход на поле дался им с неимоверным трудом. При этом, по некоторым сведениям, часть игры команды провели под бомбёжкой. Ну а результат той встречи, согласитесь, не насколько важен…

***

Конечно же, героических судеб — и среди самых знаменитых спортсменов, и среди не столь известных — значительно больше, про всех в одном материале не расскажешь. Да и тут нужен не текст на сайте, а целая книга, если не многотомник…

Автор: Алексей Лебедев

Обложка: © В. Федосеев / PastVu.com