Что смотреть: «Снегирь» Бориса Хлебникова

16+

Два веселых 18-летних стажера, Никита (сын режиссера Макар Хлебников, игравший в «Пингвинах моей мамы» Натальи Мещаниновой) и Максим (Олег Савостюк), приходят в порт и не без труда находят рыболовецкое судно «Снегирь». На нем им предстоит выйти в море и проявить себя настоящими мужчинами. Капитан их присутствия как будто вообще не замечает, а для боцмана и команды суровых морских волков они не более чем клоуны, «асисяи». Моряки, которым поручили присматривать за юнгами, — строгий, но справедливый и душевный Гена (Александр Робак) и угрюмый Юрик (Тимофей Трибунцев) — не очень довольны поставленной задачей, но что уж тут поделать. Получив весьма условный инструктаж, юнцы приступают к работе. Романтикой тут и не пахнет — только успевай запускать в море и вытаскивать сеть, потом чистить и разделывать пойманную рыбу, и так каждый день, под насмешки и ругань команды (поначалу всё получается у молодежи абы как). Постепенно моряки начинают привыкать к двум юнгам и даже решают отпраздновать день рождения Никиты с шашлыками и застольем на палубе. А корабль, как водится, плывет.

Вышедший в прокат «Снегирь» Бориса Хлебникова поставлен по «Трем минутам молчания» писателя-диссидента Георгия Владимова, роману про рыбаков 1969 года, и половину хронометража, если закрыть глаза на смартфоны, как будто и смотришь типичную советскую смесь двух драм — производственной и взросления. Однако к середине сюжет переламывается совершенно неожиданным трагическим образом, а ближе к финалу зрителя вообще ждет масштабный фильм-катастрофа со штормом и подвигом. Надо сказать, что писавшие сценарий Хлебников и Наталья Мещанинова отказались от главного героя на пороге тридцатилетия и с запутанной личной жизнью (его раньше легко мог бы сыграть любимый актер режиссера Александр Яценко) и вывели на передний план двух малозначительных юных персонажей. Этот перенос акцентов создает главную тему фильма — конфликт поколений и мировоззрений.

У Гены у самого две дочки, ровесницы стажеров, и он отчаянно пытается их понять, но куда там — они ничего не хотят! Никита, которому труженик моря изливает душу под бутылку коньяка, не может помочь советом. В диалоге в духе комичной сцены застолья в финале «Курьера» Шахназарова заключается суть картины. Попытка найти общий язык, сложности коммуникации опять становятся главной темой Хлебникова, как в его же «Свободном плавании» и «Сумасшедшей помощи». Взрослые мужики не могут понять молодежь, но к трагедии приводит не отсутствие понимания, а обычный человеческий фактор. Он же, несмотря на приказы капитана, помогает спасти жизни под заливающими палубу потоками воды.

Несмотря на проявленный рыбаками героизм, гибель одного из персонажей из-за халатности команды никто не отменял, и эта ложка дегтя мешает так уж сильно радоваться счастливому спасению норвежской шхуны. Правильно ли в итоге повели себя капитан, Гена и другие члены экипажа? Как говорится, всё не так однозначно. Эта двойственность намного выше сюжетных условностей — и самой ситуации, и поведению оказавшихся в ней людей невозможно не верить. Помогает этому и не фальшивящий актерский состав (кроме великолепных Робака и Трибунцева, тут еще и покойный Евгений Сытый в своей последней роли), и документальная камера оператора Алишера Хамидходжаева («Все умрут, а я останусь», «Жить», «Аритмия»), и живые, хорошо написанные диалоги, от которых не вянут уши.

А печальный финал как бы перечеркивает эпилог с главным макгаффином картины — видео в духе «а вам слабо?», которое Юрик показывал всем желающим, увидит и зритель. Можно смело сказать, что, как и в случае со «Снегирем», над которым Хлебников и его команда работали долгие три года, ожидание не было напрасным.

Автор: Дмитрий Карпюк

Обложка: © Студия Глобус; Кинокомпания CTB / СТВ