Должно ли государство убивать бездомных собак?

Бесконечное количество споров вызывают поправки к закону «Об ответственном обращении с животными», которые Госдума уже приняла в первом чтении. Давайте разбираться, в чем их суть. Несколько громких случаев нападений собак вызвали активность властей «на местах». В частности, в Оренбурге бродячие псы загрызли ребенка. Губернатор (и несколько его сторонников из других регионов) выступил с инициативой изменить закон и прямым текстом призвал умерщвлять агрессивных животных.

В силу предложенных поправок у регионов появится возможность самим определять, как поступать с бездомными собаками «с учетом географической, климатической, социально-экономической и иной специфики региона». Иными словами, местные власти получат возможность попросту убивать бродячих псов. И если проблема еще как-то решается в Москве и области (в столице даже действует программа бесплатной вакцинации от бешенства), то в регионах картина совсем иная.

Сторонники поправок уверяют, что программа ОСВВ (отлов — стерилизация — вакцинация —выпуск), действующая сейчас в России, не работает.

А какова ситуация на самом деле?

Независимыми мониторинговыми группами, волонтерами и даже депутатами Государственной думы зафиксирована масса случаев, когда регионы саботируют исполнение федерального законодательства. Нанимают недорогих подрядчиков, которые вместо реальных действий, предусмотренных законом об ОСВВ, пишут «липовые» отчеты.

«Ряд регионов действительно саботирует закон и целый «букет» постановлений правительства, с ним связанных. Добавлю, что эти регионы саботируют и поручение президента от 15 мая 2021 года. Примечательно, что в этих же регионах время от времени происходят резонансные случаи нападения якобы «бродячих стай», но зачастую выясняется, что напавшие собаки были хозяйские», — такой комментарий дал, например, директор Центра реабилитации бездомных животных Игорь Молоков.

То есть, предложенные поправки выгодны больше всего главам тех регионов, где закон либо не исполнялся вовсе, либо исполнялся ненадлежащим образом, — корреляция очевидна. А выступление губернатора Оренбургской области неотличимо напоминает попытку найти «виноватых» и спрятать концы в воду.

Очень важный момент: абсолютное большинство нападений и покусов действительно совершают не бродячие, а хозяйские собаки (без поводков, на самовыгуле, без намордников). Статистические данные разных исследований расходятся, но это количество варьирует от 60 до 80%. То есть, в трагедиях, которые спровоцировали внесение поправок, люди виноваты в гораздо большей степени, чем животные.

Очевидно, что предложенные поправки выгодны больше всего главам тех регионов, где закон либо не исполнялся вовсе, либо исполнялся ненадлежащим образом.

Во-вторых, реализация.

Если предположить, что Государственная Дума примет предложенные поправки, решит ли это проблему нападений?

Логично предположить, что нет. По озвученным выше двум причинам: кусают хозяйские собаки и закон попросту не исполняется, либо исполняется недобросовестно.

А как будет исполняться новый, если его примут?

Автор этой колонки видела кадры, как деятели «на местах» добродушного дворового пса забивают лопатой. Собаку, которая выросла среди людей, не ждала от них зла и охотно шла в руки. Сколько подобных случаев по России? Желающие могут воспользоваться гуглом — их не десятки, их сотни, а то и тысячи. Жившие в 90-е помнят массовые отстрелы таких собак, производившиеся на регулярной основе везде, куда дотягивались специальные службы.

У авторов инициативы есть какая-то гарантия, что в далеких регионах будут щепетильно выбирать подрядчиков? Что те станут отлавливать именно агрессивных «дичков», стаи, и усыплять их гуманными методами? У благодушных дам в буклях, которые с диванов страны поддерживают инициативу, такая гарантия есть?

Или под удар попадут те бездомные собаки, которых проще будет поймать? Которые не скрываются от людей, не убегают и живут на виду?

Что-то мне подсказывает, что вторые. Хочется спросить сторонников инициативы: вы же понимаете, что не одна и не две жизни таких животных окажутся на лично вашей совести после того, как закон будет принят? Ни одна забитая насмерть жучка, конечно, не подаст в суд, не выскажется в соцсетях и вообще никак не повлияет на вашу благополучную, сытую жизнь. Но к ее смерти вы — лично вы — будете иметь самое прямое и непосредственное отношение.

Когда мы обсуждаем предложенные поправки, надо понимать главное: в результате их принятия пострадают те, кто никак не сможет постоять за себя. Беззащитные, бессловесные.

А выиграют чиновники.

Почему-то эту простую истину до сих пор никто не озвучил. А пора бы.

Автор: Мария Дегтерева

Обложка: © thomastwcom / Pixabay